Здравствуйте. Не могу сказать: "Садитесь" :-). Я так понимаю, что вы уже сидите. Рада, что вы зашли на страницу. Сегодня девятое февраля. Новый материал. Открыли тетради по теории.
1.Напишите в тетради по теории новую тему :«Лексика в зависимости от употребления в речи».
2. Две стрелочки «общеупотребительная лексика» и «лексика ограниченного употребления». Разграничьте два столбика.
3. Напишите в первом: «Общеупотребительная лексика - это слова, использование которых свободно. Слова, без которого невозможно общение, обозначающие наиболее необходимые для жизни понятия. Например: земля, лес, идти, зима, яркий."
4. Напишите во втором столбике: "Лексика ограниченного употребления – это слова, употребление которых ограничено социальными либо территориальными факторами."
5. Поставьте во втором столбике звездочки:
v Диалектные слова (диалектизмы)
v Термины v Профессиональные слова (профессионализмы)
В этом разделе существует ещё два понятия
v Жаргонная лексика (жаргонизмы)
v Лексика арго (арготизмы).
Но это информация дополнительная. Вне программы 5 класса. Это для тех, кому интересно, в тетрадь можете не записывать.
Итак, Диалектная лексика (диалектизмы) (греч. dia´lektos – наречие) – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией.
В XIX в. из диалектов в состав общеупотребительной лексики вошли слова зря, пойма, тайга и др., в ХХ в. – путина, стан, затемно и др.
В художественной речи диалектизмы используются для описания быта и нравов людей, живущих в данной местности, создают территориальную картину мира, характеризуют персонажей.
v Фонетические диалектизмы – слова, имеющие фонетические особенности, например: дерёво и дерево´ – дерево, преимущественно лиственное.
vАкцентологические диалектизмы – слова, имеющие акцентологические особенности, например: мо´рковка – морко´вка
v Словообразовательные диалекти´змы – слова, имеющие словообразовательные особенности, например: малец – мальчик. v Морфологические диалектизмы – слова, имеющие морфологические особенности, например: несуть – несут (гл. 3 л. мн. ч.)
vЛексические диалектизмы – слова, имеющие лексические особенности. Лексические диалектизмы делятся на три группы:
v 1) собственно лексические – диалектные слова, которые совпадают с литературными по значению, но различаются звуковым комплексом. Например: ве´кша (сев.) – белка, е´жево (костр.) – еда, пища;
v 2) лексико-семантические – диалектные слова, которые совпадают с литературными в написании и произношении, но различаются значением. Например: бодрый (южн., ряз.) – нарядный, красиво убранный и бодрый – полный сил, энергии;
v 3) этнографические – диалектные слова, распространённые только в определённом говоре и являющиеся наименованиями местных предметов быта. Например: шушпа´н (ряз.) – верхняя женская одежда из белой домотканой шерстяной материи.
v Синтаксические диалектизмы – слова, имеющие иную по сравнению с общеупотребительными сочетаемость. Например: жили о реку (сев.) – жили около реки, выйти на пензия (донск.) – выйти на пенсию.
См. также «Диалектные словари»
Термины – слова или словосочетания, используемые для точного определения специальных научных понятий, их отличительных признаков и качеств.
Для их толкования существуют особые словари «Философский словарь», «Словарь лингвистических терминов», «Логический словарь», «Психологический словарь», «Бизнес-словарь» и т.д.
Профессиональная лексика (профессионализмы) – слова и выражения, используемые людьми одной профессии или специальности. Профессионализмы называют специальные понятия, орудия труда и т.п. Например: шапка – общий заголовок для нескольких статей.
Жаргонная лексика (жаргон, жаргонизмы) (фр. le jargon – говор) – слова, которые отражают особенности речи людей, объединённых общей профессией, социальным положением, возрастом, интересами. Цель образования и употребления жаргонных слов – создание «своего» языка общения. Например, в речи студентов: обща´га (общежитие), хвост (несданный зачёт или экзамен), препод (преподаватель), абитура (абитуриент, студент 1 курса до сессии).
Арготическая лексика (арго, арготизмы) (фр. argot – замкнутый, недеятельный) – слова и выражения, распространённые в узкопрофессиональной или асоциальной сфере. Цель употребления арготизмов – кодирование информации, недоступность её для понимания непосвящёнными. Например: греть – обманывать, мошенничать. Это язык людей, часто с криминальными интересами.
Теперь откройте учебник на странице 49. Упражнение № 698.
Выписать нужно только те диалектные слова, значение которых можно объяснить приемом подбора однокоренных слов. Какие это слова? Кто смелый писать ответы в комментариях. Оценку поставлю в журнал, можете не сомневаться. :-)
Если выполнено, то приступим к упражнению 699. Прочитайте внимательно задание. Жду ваших ответов.
Теперь тест на повторение и закрепление изученного:
В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
1. Зал полон 2. Тонкие пальцы 3. Зал аплодирует стоя 4. Крутой берег
В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
1. часы идут 2. дождь прошел 3. человек прошел 4 век прошел
В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении "пропитание"?
1. Хлеб убрали и завели на элеватор.
2. Не хлебом единым жив человек
3. Мой брат любит ржаной хлеб.
4. Эта работа - верный хлеб.
В каком предложении вместо слова каменный надо написать слово каменистый?
1.В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.
2. Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.
3.В каменную пыль впечатались следы босых ног.
4.На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
И письменное дополнительное задание:
1. Замените словосочетания синонимами - заимствованными словами
больничный лист -
специальность -
обучение животных -
скорый поезд -
асфальтированная дорога -
популярная игра на льду -
кольный кабинет -
дачная пристройка -
2. Ответьте на вопросы письменно:
чем отличается крепостной от крепостника?
являются ли родственными словами дворовой и дворянин?
чем различаются синонимы лицо, морда, харя, лик, физиономия, физия, рожа?
|