Вспоминаем основной план характеристики литературного героя:
При характеристике героя литературного произведения :
Определение места героя среди других персонажей.
Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
Наличие прототипов и автобиографических черт.
Анализ имени.
Портрет.
Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
Речевая характеристика.
Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
Семья, полученное воспитание, история жизни.
Род занятий.
Черты характера.
Эволюция личности в процессе развития сюжета.
Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Прямая авторская характеристика.
Отношение к герою других персонажей произведения.
Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
Оценка литературного персонажа его современниками.
Герой как порождение своей эпохи и выразитель поределенного мировоззрения.
Определение типического и индивидуального в литературном герое.
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Например, вариант Федчеко Софии
Характеристика Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Самый загадочный и притягательный образ поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» - Павел Иванович Чичиков, главный герой произведения. Вместе с ним мы путешествуем по городу NN и его окрестностям, следуя за гоголевским персонажем, словно за проводником. Его роль является связующей в композиции произведения.
Одним из исторических прототипов Чичикова был Дмитрий Егорович Бенардаки, грек, отставной офицер, крупнейший петербургский откупщик-миллионер, купивший на вывод в Херсонскую губернию две тысячи крестьян в тульской губернии.
Искусно обыгрывая имя своего героя, автор хочет нам таким образом показать противоречивость его характера: «говорящая фамилия» Чичиков напоминает чириканье воробья (ловкость, умение приспосабливаться). Имя же указывает на возможность духовного перерождения главного героя – Павел. Известно, что гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.
Составляя портрет Чичикова, писатель использует выражения, сходные со сказочными: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…». Кажется, что Гоголь старается описать героя так, чтобы он не произвел на нас никакого впечатления.
От портретов помещиков его отличает почти полное отсутствие гротескных деталей, исключая манеру сморкаться: «приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Чичиков держится с подчеркнутым достоинством, и мы чувствуем иронию в интонации автора: он стремится передать преувеличенность, надуманность в его поведении.
Мастер детали, Гоголь блестяще передает суть героя через описание его вещей. Так, например, рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка могут поведать нам о том, что их владелец обеспечен, много времени проводит в дороге, любит вкусно поесть.
Также мы можем сделать вывод о том, что Чичиков тщательно следит за своей внешностью: «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, бог их знает, я никогда не носил таких косынок.… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Нельзя не обратить внимания на речь Чичикова – одно из важнейших средств его характеристики. «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его.…Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».
Дипломатичность и исключительная ловкость речи главного героя помогают ему произвести наилучшее впечатление на окружающих. Другие персонажи произведения, даже несколько преувеличивая его достоинства, признают в Чичикове человека своего круга, мы слышим о нем в основном только лестные отзывы: «Чичиков - хороший человек» (Собакевич), «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек…» (Манилов), «Чичиков - благонамеренный человек» (губернатор), «Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек» (дамы города NN)… Для того, чтобы мы могли правильно понять Чичикова и его поступки, автор посвящает нас в тайну его прошлого (обратим внимание на то, что им обладают только сам Чичиков и Плюшкин).
О происхождении своего персонажа Гоголь говорит неопределенно: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные…». Детские годы не оставили в памяти радостных воспоминаний: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!».
Огромную роль для маленького тогда Павлуши сыграли отцовские наставления, опираясь на которые он и построит свою жизнь: ««Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат,…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Уже в училище он успешно применяет заветы отца и превращается в маленького спекулянта (здесь очень показательными являются эпизоды с дрессировкой мыши, продажи еды голодным товарищам, предательство любившего его учителя).
На службе (и в казенной палате, и в строительной комиссии, и на таможне) Чичиков проявляет редкую силу воли, расчетливость, терпение. На взяточничество, казнокрадство, обман и угодничество его толкает достойная, по сути, цель: забота о будущей семье. Но для достижения этой цели герой готов использовать любые средства, а такое поведение говорит о том, что перед нами человек, не имеющий нравственных ценностей.
Идея о скупке «мертвых душ» сама по себе ужасна: ведь герой пытается разбогатеть за счет человеческой смерти… Итак, каковы же основные черты характера Чичикова? Нельзя не обратить внимания на то, что он во многом похож на помещиков города N. Как и Манилов, он обходителен и любезен; с Коробочкой его сближает накопительство; с Ноздревым – лживость; мы отмечаем его практичность (близость к Собакевичу) и бережливость (отличительная черта Плюшкина в начале его жизненного пути). Но все же Чичиков отличается ото всех, кому он обращался с «деловым» предложением: ему нет равных в удивительном умении приспосабливаться к любым обстоятельствам, поразительны его выживаемость и энергичность. Именно поэтому он, а не кто- то другой открывает «галерею» отрицательных качеств помещиков.
Главный герой поэмы по мере развития сюжета показан в эволюции. Мы уже рассмотрели вереницу его поступков по нарастающей, начиная с раннего детства, обратим внимание также на то, что наличие истории жизненного пути, падения, по сути, предполагает возможность духовного возрождения. Очень важным является тот факт, что Чичиков постоянно находится в дороге, он движется в отличие от остальных помещиков – это мотив движения его души. Более того, Гоголь наделяет его внутренним голосом, который зачастую сливается с авторским.
Основным мотивом для всех поступков Чичикова является его страстное желание разбогатеть, поэтому наиболее ярко он проявляет свою настойчивость и изобретательность при общении с помещиками, добиваясь от каждого согласия продать «мертвые» души.
Авторское отношение к своему герою трудно охарактеризовать однозначно. Гоголь намекает на типичность Чичикова, почти полное отсутствие духовности, называя его господином «средней руки»…С одной стороны, перед нами – подлец: «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!». Но тут же писатель отзывается о нем совсем иначе: «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…».
Зная о том, что автор верил в «возрождение» души Чичикова во втором томе, мы можем предположить, что все же Гоголь сочувствует своему герою, восхищается его упорством…Но также известно, что незадолго до смерти писатель сжигает чистовик второго тома, что говорит о трудностях исправления уже омертвелой души…
Литературным прототипом Чичикова, на мой взгляд, является герой бессмертной комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин. Этих персонажей многое объединяет: прежде всего, следование отцовским наставлениям, приспособленчество, оба умеют произвести приятное впечатление на окружающих, но за внешней привлекательностью скрываются подлость и бездуховность.
Противоречивость образа Чичикова подтверждается и абсолютно противоположными оценками современников. Так, А.И.Герцен называет гоголевского героя единственным «деятельным человеком», но при этом замечает: «…и тот ограниченный плут». А, по мнению В. Кожинова, «Чичиков по-настоящему сильная личность…”. В. Г. Маранцман считает, что «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже "мёртвая душа”. Ему недоступна "блистающая радость жизни».
Действительно, судить о Чичикове односложно очень трудно. Все же он живой человек, порожденный своим временем. Ведь в середине позапрошлого века началась целая эпоха энергичных приобретателей, которые следовали уже известному нам завету: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Можно сказать, что подлость и безнравственность Чичикова по – своему выражает общественную мораль России того столетия.…
Несмотря на то, что в гоголевском герое все же присутствуют такие положительные черты, как целеустремленность, незаурядный ум, энергичность и упорство, что к обогащению он стремится для создания семьи, я не могу сказать, что симпатизирую этому персонажу. К сожалению, чичиковы живут среди нас и сегодня. И зачастую мы обманываемся, проникаясь искренней симпатией к людям, за внешней благопристойностью которых скрываются духовные пустота и безнравственность.
|