Каждый человек понимает, что по отношению к ребенку всегда
не может быть важнее и главнее цели - сохранить жизнь и укрепить здоровье детей,
а в летний период особенно ничего нет. Никакие самые лучшие программы организации отдыха и оздоровления детей и
подростков, в том числе программы-победители конкурсов на лучшую организацию
«Лето-2009, 2010, 2011» и т.д. ни родители, ни педагоги, ни сами дети и не вспомнят,
если что-то случиться с ребенком. Никакое содержание, даже самое современное и
инновационное не важно, если оно во вред здоровью и не обеспечивает этого
самого здоровьесбережения, как бы это не
резало слух читателю. Особенно это касается программ, которые предполагают
туристические походы, проживание в палатках, костры, самостоятельное
приготовление пищи, полное самообслуживание. Это правда. И это знает любая
мама, доверяя своего ребенка педагогам.
Именно поэтому хочется сказать спасибо родителям 100 учащихся нашего города, которые
доверили педагогам лицея № 48 города Краснодара и своих детей.
По многочисленным отзывам и детей и взрослых (участники
2009- 2010 года) всё прошло просто замечательно. Сравним для примера. В 2009 прошлом году поехало 35 детей. В 2010
году, эти же ребята 35 взяли с собой друзей и одноклассников. И нас было уже
65. В этом году планируем 100! Статистика говорит в пользу нашей экспедиции.
Итак, по форме – это экспедиция, и предполагает
палаточный городок и самообслуживание, исследования, изучения, выводы,
движение, одним словом. А по содержанию – это коммунарский сбор, который самый
настоящий, по методике И.П. Иванова, известного педагога г. Ленинграда. А сбор
предполагает абсолютно все элементы методики: отряды, микрогруппы, совет
командиров, сменность лидера, дежурный командир, чередование поручений, анализы
и рефлексии, доброе дело для общей пользы, работа в учебных мастерских, ну и
самое главное – принцип заботы каждого о каждом.
О самой программе. В официальном документе эта программа по подготовке лидеров и волонтеров. По сути программа по
которой ребята быстро адаптируются, активизируются в незнакомом или
малознакомом обществе детей и взрослых, проявляют инициативу, сами придумывают,
сами делают, сами анализируют, снова делают, ошибаются, анализируют и идут
дальше. Организаторы программы - МОУ лицей № 48 города Краснодара,
педагогический отряд «Перемена» г. Санкт-Петербурга. Идея эта, конечно, не
возникла на пустом месте. Опыт проведения экспедиций не раз приводился на страницах
«Учительской газеты» и имеет подробное описание на сайте Межрегионального клуба
«Учитель года». В 2008 году мы с ребятами были в одной из таких в КЧР.
Данная программа была частично
реализована на базе ДОЛ «Солнечная» города Геленджика в период с 2001 по 2006
годы, в экспедиции «Экология общения» МОУ лицея № 48 на базе турбазы «Ореховая»
поселка Каткова Щель в 2009 году. В этом году программа модернизирована и
расширена с учетом практического опыта и теоретических разработок.
Цель программы - реализация
программ по организации школьного самоуправления и организации детских
объединений в полевых условиях; обмен опытом между детьми Краснодарского края и
России; ознакомление с флорой и фауной заповедных территорий Краснодарского
края; приобретение новых знаний из опыта учителей и журналистов России
оздоровление детей, нацеливание старшеклассников – активистов на активную
работу в органах детского самоуправления, формирование состава Совета
ученического самоуправления в 2010/2011 году. Ожидаемый результат, который
превзошёл ожидания J, - формирование комплекса знаний по организации
мероприятий, необходимых в работе в органах детского самоуправления, формирование
у школьников активной гражданской позиции, коммуникативной компетенции;
привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного
творчества, пополнение жизни детей
интересными социо - культурными событиями, формирование социальной мобильности,
воспитание чувства патриотизма, уважение к родной природе, укрепление здоровья,
привитие навыков самообслуживания.
Место реализации программы выбрано самое подходящее: поселок
Каткова Щель микрорайон (посёлок) в Лазаревском районе города Сочи,
Краснодарский край, Россия. Железнодорожная платформа Каткова Щель
Северо-Кавказской железной дороги.
Расположен на берегу Чёрного моря
при впадении реки Пши. Детская турбаза
"Ореховая" расположена в поселке Каткова Щель Лазаревского района
города Сочи. Каткова Щель - это маленький живописный район в Лазаревском районе
неподалеку от Сочи. Именно отсюда начинается климатическая зона влажных
субтропиков. Благодаря влиянию Черного моря и высоких гор Кавказа здесь
продолжительное лето и практически нет зимы.
Природа, окружающая Каткову Щель,
поражает буйством зелени и разнообразием растительности: вечнозеленые
самшитовые леса с подъемом в горы сменяются альпийскими лугами. Поэтому отдых в
здесь очень полезен для здоровья. Особенно привлекательны туристические
маршруты по горам.
Сроки
реализации программы - 03.08.11. по 14.08.11. Возраст участников программы 7-
17 лет.
Программа
профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной
адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа
палаточного лагеря направлена на
реализацию компенсационной функции свободного летнего времени по отношению к
периоду школьного учебного года.
Программа
является комплексной. Для осуществления
теоретических и практических
работ участники экспедиции образуют несколько рабочих групп, ежедневно
посещают занятия, которые проводят педагоги в базовом лагере и за его пределами в однодневные
радиальные маршруты и работают в исследовательских мастерских
учителей-организаторов смены.
Ведущей идеей содержания работы палаточного
лагеря профильной смены «Экология
общения» является приобретение умений организовать дело в рамках школьного
самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты,
умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к
родному краю и его природе.
Задачи, поставленные перед педагогами решались на высоком
профессиональном уровне: формирование навыков работы руководителя, обучение
приемам и методам организации и планирования деятельности, обучение навыкам
социальной активности, развитие инициативности, целеустремленности, ответственности
за себя и окружающих, формирование навыков коммуникативного взаимодействия в
социуме, формирование туристических навыков и умений, укрепление физического и
духовного здоровья детей, организация активного оздоравливающего отдыха
школьников, раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения
интересов и нереализованных в школе потребностей, развивать у старшеклассников
коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность, научить
уважать чужое мнение, отстаивать свое мнение, руководить работой коллектива, популяризация детского и юношеского туризма; повышение
экологической культуры детей.
Программа
представляла собой сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных
методик по детскому движению, элементов психологического тренинга,
коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных
соревнований и туристических эстафет.
Обучение
осуществлялось по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания
участники программы в этот же день закрепляли на практике.
Научиться общаться невозможно в разрозненном коллективе, поэтому
первоочередной задачей организационного
периода является создание коллектива. Алгоритм этого процесса разработан ленинградским академиком И.П. Ивановым. Его
концепция лежит в основе ВР нашего лицея и как естественное продолжение в
экспедиции: тренинги на раскрытие человеческого потенциала, командообразование,
снятие психологических барьеров, КТД
, коллективная рефлексия. И коллектив был готов к учебной и творческой
деятельности.
Основной период – Сюжетно-ролевые игры и
коллективные творческие дела. СРИ – это одна из самых эффективных методик, способствующих развитию коммуникативной
компетенции и социальной мобильности. КТД – термин И.П. Иванова, дела,
организованные самими ребятами, где живет принцип «От предложения каждого – к
общему делу»
Кроме этого были дела на сплочение, например «Тропа доверия» или
«Веревочный курс». В практике так условно называют комплекс тренингов на
командообразование и проверку результативности и степени сплоченности
коллектива.
Весь учебно-воспитательный
процесс делится по следующим блокам. Образовательный
блок: обучающие занятия, дают участникам смены необходимый теоретический
материал, для успешной работы в органах детского самоуправления.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1 коммуникативность – экологичность общения:
·
культура общения – умение слушать и говорить,
правила хорошего тона;
·
алгоритм действий для достижения социального
успеха через эффективные средства общения;
·
содержательность общения
2. Игра – дело серьезное
·
теория и методика сюжетно-ролевых игр,
·
ведение мероприятий и конкурсов;
3. Через музыку к сердцу
·
флейта как самый лиричный инструмент;
·
песни у костра под гитару, простейшие сведения традиций
туристов.
5. Туризм – способ проявить
самостоятельность
обучение
туристическому быту, видам выживания в природных условиях;
·
изучение окружающей флоры и фауны;
·
экологическое воспитание.
Оздоровительно-досуговый блок:
Основополагающими
идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и
укрепление здоровья детей, поэтому в программу палаточного лагеря профильной
смены «Экология общения» включены
следующие мероприятия:
-
утренняя
гимнастика;
-
ежедневные
закаливающие процедуры (утренняя пробежка);
-
принятие
солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в
светлое время суток);
-
организация
ежедневных пешеходных экскурсий;
-
организация
здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы
-
постоянное
пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;
-
физический труд в
рамках самообслуживания (заготовка продуктов питания, самостоятельное
приготовление пищи, уборка территории и т.д.);
-
организация
спортивно-массовых мероприятий:
а) пионербол;
б) волейбол;
Можно в
программе написать так «С целью воспитания доброты и порядочности, как основных
нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и
ценить природу, умения ценить и уважать
труд, в программу введены следующие мероприятия: уборка территории лагеря;
санитарная очистка леса; очистка водо-охранной территории; оборудование кострищ
на местах отдыха людей; уборка территории перед отъездом». Это всё так и было.
Но! Вслушайтесь в текст «в программу введены». Разве за этими казенными словами
слышится суть? Разве звучит музыка общего труда? Когда по-настоящему всё поет в
душе? Одно из дел принято называть «Операция «Нас здесь не было». А на
коммунарских сборах, наоборот, «Мы здесь были». Это значит, что надо сделать
дело, которое было бы общественно полезным, добрым, важным, значимым. Мы
привели в порядок три комнаты здания, которые находятся на территории базы и
решили, что в следующем году подготовимся как следует и сделаем своими силами
ремонт. Научимся белить, и красить, и
обои клеить, сами придумаем дизайн, сами реализуем задумку.
За
12 дней мы стали единым коллективом . Я учитель русского языка и мне приходит
на ум сравнение лингвистическое – мы стали законченной мыслью, словами,
связанными между собой по смыслу, интонационно оформились. Это значит, что мы –
предложение. со всем его законами построения, взаимодействия. Да. Каждый из нас
самостоятельная часть общей речи, все мы разные, но приехали в общий дом и
стали членами нашего предложения. И от того насколько грамотно, выразительно мы
скажем своё предложение, т.е выскажем миру свою мысль зависит наше будущее.
Мысль материальна. Она может загрязнить окружающую среду, а может обогатить.
Вот и суть словосочетания «экология общения». Поэтому естественными
инструментами по созданию настоящего коллектива были: разбивка по отрядам, по
микрогруппам, разновозрастные отряды, работа совета командиров, орлятский круг,
отрядные «огоньки», ребята называют их «свечками». И структура организации
предельна проста: основной организационной единицей в лагере является отряд. Через
общелагерные выборы (в виде деловой игры) формируется система самоуправления.
Жизнь
участников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на
активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для
проявления творческого потенциала.В каждом отряде выбираются лидеры отрядов.
Лидеры собираются на планерки, обсуждают планы на будущее и являются связующим
звеном между взрослыми воспитателями и детьми – участниками во всех вопросах. На
каждый день назначается дежурный командир. Все дела делаются по методике Совета
дела.
Пишется
свод правил, который принимается всеобщим собранием.
Выбирается
пресса. Это ребята, которые отвечают за издание газеты (по всеобщему решению
ребят форма издания может быть изменена. Например, школьная газета называется
«Твой дневник», а здесь решили назвать «Муравейник в «Ореховой».
Без работы
психолога здесь не обойтись. Психологическая работа профессионально велась
Платоновой С.М, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и
психологии ЛГУ и Кауппонен Дарьей из города Санкт-Петербурга. Для повышения
воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей
внутри отрядов проводились:коммуникативные игры; тренинги; дискуссии; рефлексии
СРИ и КТД
Обще лагерные
психологические мероприятия тренинги «Веревочный курс»….
Сюжетно ролевые
игры ……Деловые игры практикумы: Деловая игра Выборы и разбивка на отряды Деловая
игра Лидер и его команда Деловая игра «Тропа доверия» Практикум «Создание пресс
- центра» Обучающая игра «Королевский бал»
СРИ «Ведьма»,
«Капище», «Ночь трифидов» и т.д. КТД «Пока горит огонь», «Подарок базе»,
«Дискотека» и т.д.
КТД Здравствуйте это «Мы» « кино» Давайте споем. Создание
газеты
Кадры профильной
смены, которые решают всё – это, пожалуй, самый важный вопрос. Подбор
начальника лагеря, педагогов, психологов, медицинского работника,
вспомогательного персонала осуществляла администрация лицея № 48. Весь персонал
был допущен к работе в лагере только после прохождения инструктажа по охране
жизни и здоровья детей. Это понятно. Но на коммунарском сборе есть тонкость. Я,
например, начальник экспедиции, и , конечно, отвечаю за всё и за всех. Я
написала и утвердила все документы и получила все разрешения, обеспечила
транспортом, техническим и мультимедийным оборудованием, продуктами питания,
канцелярией и медикаментами и прочими важными вещами. Но в самой экспедиция
абсолютно на равнее со всеми: готовлю еду, чищу картошку, мою кастрюли, собираю
и выношу мусор, пишу статьи в общую газету или редактирую. Что надо, то и
делаю.
Ведущий программы сбора Платонова С., преподаватель педагогики, кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургского института педагогики и психологии им.
Пушкина) курирует и обеспечивает реализацию
программы смены (блока
культурно—развлекательных мероприятий и образовательных программ), а вместе с тем проводит с ребятами дискуссии «О дружбе»,
«О смысле жизни», «О взваимоотношениях полов» и т.д.
Старший
куратор — воспитатель (Кауппонен Д., психолог г.Санкт-Петербурга)руководит работой кураторов (вожатых);обеспечивает
реализацию работы в отрядах;обеспечивает
и отвечает за безопасность
детей и сотрудников во время проведения отрядных
дел; распределяет детей по отрядам, работает куратором
в одном из отрядов;подбирает вожатский отряд лагеря.
Куратор-воспитатель
(Пшава В.А., учитель физики МОУ лицея №
48 города Краснодара, Ольхова Н.Н., учитель географии МОУ лицея № 48 города
Краснодара, Ковтун А.А., студентка Краснодарского педагогического
колледжа № 3, обеспечивает реализацию программы и досуг в
своем отряде,отвечает за жизнь и здоровье детей в отряде несет материальную
ответственность за имущество, выданное отряду. Это в официальном документе. А
в жизни они люди, которые стали единым целым с детьми со своим правом голоса на
вечернем огоньке.
Пресс—центр (Логвиненко
А.С., уже студенка (известие о том, что Настя стала студенткой пришло
прямо во время экспедиции!) КубГУ факультета журналистики, ученик МОУ лицея №
48) готовит и выпускает ежедневную стенгазету о жизни
лагеря; проводит видео— и фотосъемку мероприятий; освещает
жизнь лагеря в СМИ.
Инструктор по туризму, ответственный за оказание первой
медицинской помощи (Дмитренко М.Л.);обеспечивает подготовку и проведение туристско-спортивных мероприятий; -обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и
сотрудников при проведении туристско-спортивных мероприятий;проводит спортивные
занятия, занятия по оздоровлению и закаливанию занятия
Любая программа предполагает
результаты.Мы планировали: укрепление здоровья;пополнение жизни детей
интересными социо-культурными событиями;привитие навыков построения отношений
на основе взаимопонимания и совместного творчества; привитие навыков
самообслуживания; формирование комплекса знаний по организации мероприятий
необходимых в работе в органах детского самоуправления;формирование у
школьников активной гражданской позиции; чувство патриотизма; уважение к родной
природе.
Что получилось? Спросим у ребят и их родителей:
Родители
Резникова Ивана, ученика 6 класса
«В экспедицию «Экология общения»
этим летом мой сын ездил второй раз. Отзывы и впечатления о времени,
проведенном летом на берегу Черного моря каждый раз привозит только позитивные.
Дети живут в палатках и принимают непосредственное участие в приготовлении
пищи. Целый день Современные Робинзоны заняты подготовкой к всевозможным
мероприятиям и экскурсиям. Посещение 33 Водопадов, экскурсия в Сочинский
Дендрарий, посещение чайной плантации оставляют неизгладимое впечатление.
Особо хочется поблагодарить организаторов лагеря. Оказывается, что в наше
суетное время расчета и безразличия есть Педагоги с большой буквы, которые
«зажигают» в наших детях интерес к познанию себя и окружающего мира.
После каждой поездки мой сын заметно взрослеет, и я уверена, все чем делятся с
ними Педагоги, обязательно пригодится ему в жизни.
Огромное спасибо всем организаторам этой экспедиции. Мы гордимся, что наш сын
учится в лицее 48, ведь такая экспедиция могла быть организована только
педагогами нашего лицея.
Автор статьи: Савинова Елена
|