...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Пятница, 26.04.2024, 03:46

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2012 » Март » 31 » Исследовательская работа «Наш ЧЕЛО-ВЕК»
21:38
Исследовательская работа «Наш ЧЕЛО-ВЕК»
30 марта мы приняли участие в краевом  конкурсе  исследовательских работ  «Ровесники края и их судьбы»
Тема:  История прошлого — шаг в будущее. Ровесники края и их судьбы.

Название: «Наш ЧЕЛО-ВЕК»

Авторы работы: Савинова Елена Алексеевна, ученица 10 «В» класса, Лалош Вероника Дмитриевна, ученица 9 «Г» класса.
Представляем вашему вниманию некоторые материалы.
Актуальность
                           В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, информатизации, компьютеризации, интенсификации и т.д. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Создадим портрет  выпускника школы: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и  принимающий  традиционные ценности  семьи, российского  гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий,  активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки,  труда и  творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,  выполняющий  свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающий  мнение других людей, умеющий вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий  и пропагандирующий  правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; подготовленный к  осознанному  выбору профессии, понимающий  значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

Исходя из всего сказанного, ставим перед собой проблемный вопрос: а как сделать так, чтобы выпускник "получился" именно таким: и патриотом, и гражданином, и человеком хорошим? Мы считаем, что одно из средств, при помощи которых можно приблизиться к этой цели - это интересное общественно и личностно полезное дело.  Именно таким мы считаем наши исследования, основанное на глубоком осмыслении событий, связанных с судьбой учителя, чей педагогический стаж более 50 лет, чья жизненная дорога тесно переплелась с развитием и становлением Краснодарского края.

 Проблема исторической памяти актуальна не только  в такой знаменательный год как 75-летие Образования Краснодарского края, она остро стоит всегда.  Мы – поколение, которое не знает истории своей малой родины, своих корней. Мы имеем сверхскоростные возможности получать информацию из Интернета, но мы не знаем ничего о тех, кто живет и работает рядом с нами. Кубань – это наша малая родина. Родина – это наша гордость. Нам необходимо знать и помнить нашу историю, историю развития, зарождения края, чтобы гордо идти вперед в будущее, опираясь на великие достижения, подвиги наших предков, испытывая чувства искренней благодарности.

 Основная идея настоящей работы заключается в исследовании исторических сведений о главных событиях, происходивших в Краснодарском крае со дня его образования по настоящее время, на основе воспоминаний учителя нашего лицея Вовк Валентины Ефимовны, ровесника края.

Мы ставили перед собой  задачи:  составить биографический очерк, узнать о производственной и общественной жизни, о вкладе, внесенном в развитие своей малой родины, сопоставить события из жизни педагогического работника с событиями, происходящими в развивающимся Краснодарском крае.

Мы выбрали такие методы исследования: теоретические (поиск исторического материала, анализ и синтез, обработка данных), эмпирические (опрос, интервьюирование, беседа).

Мы предполагаем, что результатом нашей работы станет практический материал, который будет размещен в школьном музее, на школьном сайте. Мы сможем сами представить и помочь другим ребятам составить представление о том, какими  были улицы и люди, каким раньше был наш город Краснодар, наш край.                                     

В название нашей исследовательской работы "НАШ ЧЕЛО-ВЕК" мы вкладываем особый смысл. В словаре Даля слово "человек" имеет лексическое значение «высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью»
 В «Новом словаре русского языка»  Ефремовой Т. Ф. мы находим следующее определение «1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность. 3.Обладатель лучших интеллектуальных или моральных   качеств».
  Можно выделить несколько версий происхождение слова «человек». 1.На старославянском слово человек звучит как человече и состоит из двух слов, чело - лоб и вече, здесь вече – народное собрание на Руси в X - начале XVI вв, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, которое решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. 2.  c^elove^kъ или сокращенное из него - *c^ьlove^kъ, откуда происходит латышское ci\lve,~ks человек. Первая часть - c^еlо- - сближается с че/лядь, далее - с древнеиндийским ku/lam "стадо, множество, семья, род", греческим tљloj "толпа", ирланским cland, сlаn "потомство, род", литовским ki\ltis, kilti\s "род". Во второй части усматривают родственное литовское vai~kas "мальчик, ребенок", латышское vaiks - то же, древне-прусское waiх "слуга".     3. Происходит от старославянского (православного) целовече, и состоит из двух слов, цело-целое, вече-сбор, то есть слово человек обозначает собранное в целое, в единое. То есть человек это есть живое существо объединяющее в себе одновременно Тело, Душу, Дух. 4. В этимологическом словаре А. Преображенского можно найти и такое: "чело - соотв. цел. – (целый – здоровый); - век – сила; след., значит обладающий полной силою.
 Мы обобщаем и предлагаем  определение «НАШ ЧЕЛО-ВЕК - это человек, который уже сделал очень много для многих, чтобы его  считали НАШИМ многие, чтобы он стал достойным представителем своей Родины, чтобы многие гордились знакомством с ним. Это обладатель лучших интеллектуальных или моральных  качеств. Таким ЧЕЛОВЕКОМ мы считаем Вовк Валентину Ефимовну. 

  И не только потому, что она ровесница нашего края, а потому что она настоящий ЧЕЛОВЕК, УЧИТЕЛЬ, представляющий эпоху.

 Биография Семья:

Валентина Ефимовна Вовк родилась в станице Северская, в самое жаркое летнее время, 11 июля 1936 года.

 В Северской работал ее отец на маслозаводе. Он был из сельской интеллигенции. Мама работала в общепите - буфеты, столовые. По линии мамы – дедушка и бабушка были из раскулаченных семей. Хотя ее дед был середняком, как тогда называли, но добрым, хорошим хозяином. Он обожал лошадей, у него был целый табун. В лошадях был «асом», знал как правильно ухаживать за животными, как заботиться о них, как их лечить ( от авт.: В 20-х, 30-х годах XX века издавались указания о выселении раскулаченных казаков и конфискации их имущества).

У деда было отобрано все до последней лошади. Для него это было огромным горем, потерей. Он с неделю лежал, отказывался от еды и общения. Потом зашел на бывшую конюшню, взял так называемый батог (погоняло для лошадей) и ушел в город Краснодар. 45 км он преодолел пешком. Когда добрался он до Краснодара, сразу пошел на фабрику. К началу XX века в Краснодаре работало примерно 125 фабрик и заводов, а население составляло более 150 тысяч человек. Он устроился на фабрику по производству различной сбруи для лошадей. Дед надеялся, опять сблизится с жизнью лошадей. На то время, семья, по-прежнему, жила в ст. Северской. Бабушка с тремя детьми – мать Валентины Ефимовны, ее сестра и брат. Мамин брат был железнодорожником. Тетя, мамина сестра, была медицинской сестрой, но не имела образования, а потом в наших органах НКВД была телеграфистом. Дед не переставал думать о своей семье. Он приходил на работу. Отрабатывал смену, а потом недалеко от фабрики рыл землянку. А делал это для того, чтобы забрать из Северской семью и иметь возможность жить, иметь над головой хоть какую то крышу.

 С этого времени он здесь и остался до последнего своего дня. И умер он здесь, в Краснодаре на ул. Энгельса. Он был на все руки мастер, и когда он «обосновался», уже прошло несколько лет. В районе кожзавода (от авт. ул. Скорняжная, ул. Кожевенная, недалеко от Тургеневского моста по дороге на ЮМР) ему был выдан участок земли. И он там построил домик. Дом - сказать нельзя, но все-таки были две комнаты, были сенцы, как тогда называли прихожую. Домик находился на улице Энгельса, дом 6. Потихоньку семья начала перебираться в Краснодар. Но по праздникам и выходным, они по прежнему ездили в ст. Северскую, так как мама отца оставалась там.

Бабушка Валентины Ефимовны тоже достаточно интересная личность, можно сказать вторая Степанова (от авт.: мать, 9 сыновей, которой погибли в различных войнах). У бабушки Валентины Ефимовны было 11 детей - 2 дочери и 9 сыновей. И когда началась Великая Отечественная война, в первый же день, через северский военкомат, семерых ее сыновей призвали. У шестерых из них к этому времени уже были семьи, а один был неженатый. И практически, в первые дни войны бабушка получила похоронку на всех шестерых. Кроме одного – неженатого. Он и вернулся после войны и продолжал жить в Северской. Несмотря на все пережитое,  бабушка Валентины Ефимовны прожила 92 года. Но закончила свою жизнь тоже в Краснодаре.

 Годы учебы в школе:

 

В школу Валентина Ефимовна пошла в 1944 году в ст. Северской. И проучилась там 1,5 года. Как только Краснодар освободили, (от авт.: Великая Отечественная Война 1941-1945г) маслозавод эвакуировали, но семья Валентины Ефимовны выехать из станицы не успела. Они продолжали жить, и терпели это страшное время. Голод. Холод. Молились о конце войны. И когда объявили победу, семья вздохнула с облегчением. Вся Северская ликовала. Все выносили на улицу столы, накрывали всем, что только можно было найти на огороде: где-то с грядки лук, а где-то картофелина. За столами были одни женщины, все практически вдовы, и дети. Станица праздновала почти сутки. И через несколько дней семья Поддубных (девичья фамилия Вовк Валентины Ефимовны) окончательно переехали в город Краснодар.

Здесь уже после войны началась, естественно, другая жизнь. Валентина Ефимовна сразу же поступила в женскую школу №37. 

(от авт.: Валентина Ефимовна находится во втором ряду, шестая слева) 

Школа находилась напротив бывшего кинотеатра «Россия», на улице Длинной - небольшое двухэтажное здание (от авт.: это здание есть до сих пор, район Администрации города, Драмтеатра, Первой Городской больницы).

 После смерти отца, маме Валентины Ефимовны, как вдове, выдали квартиру на углу улиц Коммунаров и Дружбы. Это было в двух кварталах от школы.

В этой школе Валентина Ефимовна проучилась десять классов.

(от авт.: Вовк В.Е. находится в первом ряду, третья слева)

 При выпуске была одна четверка по математике, готовилась к серебряной медали, но их на тот год отменили, и из школы пришлось уйти без нее. Школу она закончила в 1954 году. В этом же году стали объединять женские и мужские школы.

 Некоторые подробности:

 

(от авт.: Так как мы тоже приближаемся к выпуску, нам было очень интересно узнать, так в те года праздновали выпускные, последние звонки, какие были платья. И Валентина Ефимовна с радостью вспоминала это волнующее время).

Конечно ни ресторанов, ни шикарных столов с разными вкусностями тогда не было (от авт.: Голодное после военное время). Все было скромно. От шикарных нарядов многим девочкам тоже пришлось отказаться, но не Валентине Ефимовне. Крепдешин и лакированные туфли – это была роскошь! И далеко не все могли это себе позволить. Но к счастью, в Тбилиси у нее жила дальняя родственница, которая снабжала девушку самыми модными тканями, обувью и, конечно же, выпускным платьем. У нее было сиреневое платье с мелкими цветочками, с крыльями, из струящейся ткани и  лакированные босоножки, которые также из Тбилиси «приехали». В Краснодаре о таком даже и не мечтали!

 Замужество:

 

На пятом курсе института вышла замуж за военнослужащего. Познакомились они на вечере танцев в институте. Он приехал в Краснодар с ребятами из Крымска. Молодые парни, а сходить некуда. Ни кафе, ни ресторанов не было. В то время были вечера в институтах. А пединститут считался «институтом благородных девиц». Военнослужащие имели, скажем так, особое «удостоверение на лице и на погонах» для пропуска. И они без проблем попали на вечер. Танцы, знакомство. Будущий муж Валентины Ефимовны, Вовк, сразу приметил красивую, статную особу. Они танцевали от начала и до конца вечера. Так началась их любовь длиною в жизнь.

 Свадьба была студенческая. Человек 15. Причем в то время фата и пышный банкет был недопустим. Он же член партии и на руководящей должности в армии. Только расписаться в ЗАГСе. И дома небольшая вечеринка. Правда, Валентина Ефимовна была в белом платье, тетечка из Тбилиси привезла белый крепдешин. И платье сшили. Оно было очень красивым. Все было торжественно, но скромно. Ровно 30 лет они прожили. 

 В 1959 поженились, а в 89 лет он умер. Ни разу они не отдыхали по одному, Федор Иосифович всегда находил пути и возможности, чтобы в летние каникулы взять отпуск. Многие говорили, что они даже внешне были похожи. Ват такие близкие души.

                    Общественная жизнь

 В первом классе, еще в Северской, Валентину Ефимовну принимали в Октябрята. Это был самый торжественный день. Были накрыты столы, правда только конфетами и блинами, которые делались без муки (от авт.: Военное Время). Их поздравили с вступлением в организацию «Октябрят». Награждали почетным значком. (от авт.: Но ни галстуков, ни ленточек не было. О каких атрибутах тут можно говорить, если, когда они пошли в школу в 44 году, то писали на газетах,  тетрадей и бумаги не было. Сумки делали из трофейных плащ-палаток, чтобы книжку нести, и то, если она была)

 В третьем классе обязательно принимали в пионеры. Награждение проходило на стадионе «Динамо». Торжественная линейка. Всем ребятам в белых рубашках повязывали красные галстуки.

 Став постарше, Валентина Ефимовна была председателем учкома – ученического комитета школы №37. (от авт. :Сейчас, в школах XXI века такие комитеты называются Совет Ученического Самоуправления. Они выполняют почти те же функции, что и в те годы). Они следили за успеваемостью, проводили совещания для тех, кто позволял себе иногда получать плохие оценки. Вообще учились все хорошо. Но иногда «оступались». Также ребята занимались организацией различных школьных конференций, мероприятий, собирались по интересам.

Со второго по пятый курс, они ездили в лагерь вожатыми. Причем подобралась команда всех студентов. Студент был начальником лагеря. Студент был массовик. Студенты были физруки. Студенты были вожатые. В основном ездили в Пионерский лагерь, в Ольгинку.


   Профессия

В выборе профессии Валентина Ефимовна не сомневалась. Но принять это решение ей было очень не легко. Мать всю жизнь хотела, чтобы ее дочь была врачом. Мединститут давал множество возможностей. Профессия – врач была востребована. Но Валентина Ефимовна была сбита с начертанного мамой пути. После Марии Филаретовны к ним пришла Эмма Дмитриевна, новый классный руководитель. Она была красавица. Ничего особого не было, но со вкусом одетая, манера общения, интеллигентность. Валентина Ефимовна признается, что многому она подражает ей и по сей день. И когда она ее увидела в первый раз, влюбилась в профессию – учитель. Валентина Ефимовна рассказывала это с трепетом и нежностью. Теперь становится понятно что, на выбор ее профессии повлиял достаточно конкретный Человек, причем человек с большой буквы.

Матери это сказать было трудно. И не смогла. Она написала заявление в Мединститут, но уже у его дверей поняла, что делает ошибку. На подоконнике переписала заявление в Пединститут. Мама удивилась, но не препятствовала. Это был решительный поступок, о котором она, ни разу не пожалела.

Студенческая жизнь была одним из самых ярких моментов в жизни. Но учиться Валентина тоже не переставала. Все и везде успевала. Была председателем профкома и Студенческого Научного Общества.

 Поскольку (упоминалось ранее) в начале пятого курса она вышла замуж,  получила свободный диплом и была очень рада.

Сразу после окончания института муж взял ее за руку и привел в школу №48. Так в 1959 году она в нашу школу и попала.

 Годы работы в школе:

 

Вначале эта школа была продленного дня, потом она была школой-интернатом. И здесь она работала не учителем, а воспитателем. Но это было счастье!

Рабочий день начинался в 12:00, но Валентина Ефимовна приходила к 8:00. Наблюдала за работой учителей. Она внимательно наблюдала за из работой, делала для себя выводы. Не стеснялась никогда спрашивать, никогда не боялась лишнюю минуту задержаться, всегда старалась вникнуть в суть - а в чем дело, почему это у них получается, в чем здесь секрет и прочее. Уроки заканчиваются, а Валентина Ефимовна принимает класс, выполняет с ним домашнее задание, прогулки, походы, сон, питание, продленка. На 4-м этаже были раскладушки, они там спали.

Со временем она стала учителем, потом взяла классное руководство, и по сей день с радостью входит в эту школу. Больше половины жизни Валентина Ефимовна провела в этих стенах. Она все помнит, всех знает.

Со многими учащимися, выпускниками, родителями она поддерживает связь. Особенно  она сдружилась с родителями-ровесниками. Они друг друга поздравляют, ходят в гости, созваниваются.

(от авт. :Многие говорят, что ученики, которые плохо учатся всегда лучше запоминаются, чем те, которые учатся хорошо. Так ли это?)

«Не совсем» - ответила Валентина Ефимовна. За все годы практики она убедилась, что ученикам, которые учатся плохо, стараешься уделить больше внимания, чаше общаться во внеурочной обстановке. С годами они осознают и ценят твою заботу. Чаще приходят навестить, лишний раз позвонят, поздравят раньше всех. Но хорошисты и отличники тоже запоминаются надолго. В свои школьные годы, они всегда помогут провести урок, собрать и организовать класс, за них никогда не бывает стыдно, на них можно положиться. Они делают классное руководство проще и легче.

Если об этом продолжать говорить, не перестаёшь удивляться,  сколько «через руки» Валентины Ефимовны прошло медалистов. И всех она помнит. 

 

 

Награды:


Она и сама получила множество наград за свою работу.

У нее огромная стопка различных грамот всех уровней – от министерства, от края, от города, от района, от школы. Из серьезных, по тем временам, считался значок победителя Социалистических соревнований 1975 года. 

Ими награждали за хорошую работу. У нее их было четыре. Еще одна Российская награда – Отличник Народного Просвещения.

Ее выдавали лучшим работникам. Также была торжественно награждена орденом  Ветерана труда, за долголетний добросовестный труд. Последней медалью из Москвы, за службу образованию, Валентина Ефимовна гордится больше всех. 

 Ровесник Края

Кубань и Краснодар  - это родина Валентины Ефимовны. Она никогда не поменяла бы этот восхитительный край ни на какое другое место на земле.  У нее была возможность переехать в столицу – Москву, но она наотрез отказалась. Родственники все здесь. Любимая работа. Все сложности, все трудности, все что пережил край, практически все на ее глазах. Даже в то время, когда еще мало, что понимала, бомбежки, укрытия, голод она запомнила навсегда. Когда освободили - это такая радость! Такая гордость была! Как они плясали, пели! А как после войны приводили город в порядок. Краснодар креп и рос на ее глазах. Она помнит, как отстраивался район Черемушек, Гидрострой. Это была всенародная стройка. Она в это время была студенткой. 

Всем факультетом вспахивали земли, деревья сажали, принимали участие в прокладке трамвайной линии. Они принимали участия во всех субботниках, воскресниках. И никто не говорил, что не хочет, шли как на праздник.

А как Первомай ждали, демонстрации. Со школы это помнится «МИР!ТРУД!МАЙ!». Классы в полном составе выходили на демонстрацию. Своими руками делали яблоневые веточки. Даже учителем когда пришла в школу, все равно ходили все вместе. Это была радость! Она помнит годы создания самого большого водохранилища на Кубани.

Вклад в развитие края

Когда Вовк В.Е. уже начала работать учителем, «пошла мода» на новые учебные программы. Хотя они всегда работали по программе Занкова. Однажды ей предложили составить свою учебную программу для литературного класса. Валентина Ефимовна составила ее за неделю. Она была первым учителем в крае, который создал свою программу и в дальнейшем работал по ней. Программу утвердили Институтом усовершенствования учителей.

   Самое главное:

 

Она живет под лозунгом: «Я в жизни для себя определила, что и как я буду делать. Я хочу быть хорошей женой, хорошей матерью и Учителем с большой буквы».  И сейчас она говорит с уверенностью, что все это сделала. И несмотря на свой возраст, она ни в чем себе не отказывает. Ходит с классами в походы, театры и кино. Она никогда не жалуется на боли или недомогания в 76 лет. Ей ничего не страшно. Она гордо идет по жизни.

 Послесловие

 Я, Савинова Елена Алексеевна,  могу от себя лично добавить,  что эта тема для меня и моей семьи актуальна и современна. Вовк Валентина Ефимовна была классным руководителем моего отца, Савинова Алексея Анатольевича, а также преподавала мне уроки русского языка и литературы в течение 5 лет.

Мне она запомнилась, как строгий, требовательный, но очень справедливый и человечный педагог. Ее уроки с каждым днем не только развивали мою речь и грамотное письмо, прививали любовь к литературе и истории, но и нравственно развивали, формируя мою личностную позицию, поэтому я с большим трепетом и любовью взялась за это исследование. Ведь на ее уроках маленький гадкий утенок, пятиклашка Лена Савинова, превратился в прекрасного белого лебедя, грамотную выпускницу ( ;-)) скромно .от авт. Лалош В : «В подтверждение сказанного могу сообщить, что Савинова Е, - отличница и лидер общественного объединения и волонтерского отряда «Единство»).
Мой отец, также как и я, часто вспоминает своего классного руководителя. Хотя моего папу  сложно отнести к категории отличников и хорошистов, сложно назвать примерным учеником. Однако именно уроки литературы он вспоминает из своего школьного детства. На мой взгляд, это говорит о многом. От семьи Савиновых хочется выразить слова благодарности Валентине Ефимовне, за ее уроки, терпение, понимание и бесконечно доброе сердце!

  

 

 

Просмотров: 2135 | Добавил: Ptica-galka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Евгений Челахов  
0
Спасибо за замечательную статью о моей любимой учительнице.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 458

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0