26 августа 2010 года в
МОУ лицее № 90 города Краснодара собрались члены ассоциации участников
профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара", Лучие
учителя РФ, заместители директоров ОУ.
Портрет российского (краснодарского)
учителя в Год Учителя в своем докладе обозначил директор ГНМЦ Ваховский Ф.И..
Зачем модератор круглого
стола Ваховская Т.А. обратилась к участникам с цитатой "В начале было
Слово", представив постоянных участников круглого стола., и предложила
вспомнить и проанализировать свои слова, обращенные год назад во время круглого
стола Ковтун Г.В.
Галина Владимировна
сказала:" В прошлом году я говорила о том, что каждый учитель на
своём месте должен делать свои шаги: очень важно - это оттачивание и
повышение профессионализма учителя, его профессиональная компетентность в самом
широком смысле этого слова. и, собственно, глубокое знание своего предмета,
понимание смежных областей, умение повышать квалификацию, готовность к дистанционному
обучению, владение методиками и т.д. это знание и понимание возрастной
психологии. причём не на уровне теоретических положений, изученных 10-20 лет
назад, а в нашем мире - мобильных телефонов, мгновенной связи, молодежных
субкультур и прочего.
В этом отношении не
изменю своего мнения и скажу, что и для меня лично и для моих детей, и для
родителей, и для директора моего лицея – лично моё желание учиться дальше в
вызвало понимание и уважение. В этом году я подтвердила высшую категогрию,
аттестовалась как заместитель директора и сейчас готовлюсь к сдаче экзаменов
вуниверситете, так что свой профессиональный рост продолжаю, чем подаю пример и
детям, с декабря месяца создала свой персональный сайт, на котором уже побывало
много посетителей.
Но одних знаний мало . учитель новой школы должен понимать, что не знания
в жизни самое главное. что вузоцентристская модель образования совсем не
единственная, и как говорит минстр фурсенко в настоящее время неактуальная.
награждённый президентом даниил гранин во всех своих выступлениях перед
учителями говорит только одно: человек должен быть порядочным, а в школе
нравственность должна стоять на первом месте.
Это самое главное качество учителя. Я соглашусь со словами януша корчака,
что мало знаний , с которыми учительидет к детям, он должен идти со светом,
который у него изнутри, а темный человек и с чемоданищем знаний недолжен даже
бизко к детям подходить. В этом отношении мне тоже есть что перечислить, но вот
это как раз тот пункит, о котором лучше не говорить, а помолчать .
Учитель новой школы должен быть лоялен к инновациям. именно эту
мыслья подчеркнула в прошлом году, ссылаясь на зам. министра
образования исака калину, выступая перед участниками семинара. к инновациям в
самом широком смысле этого слова. начиная малого - новых моделей аттестации
учащихся и заканчивая новыми системами оплаты труда, введению в школы основ
духовной культуры.
мне трудно дался мониторинг классных руководителей в связи с новой оплатой
труда и сейчас я считаю, что эта система несовершенна, а вот к егэ, к
аттестации учителя, к другим инновациям отношусь положительно.
профессионализм, нравственность, лояльность к инновациям и - воспитывая в
себе эти качества мы вырастим в себе учителя новой школы. Не боюсь
повториться и в этом году.
После этого были
заданы вопросы.
Третье направление инициативы "Наша новая школа"
посвящено развитию учительского потенциала. При этом в некоторых педагогических
вузах недобор, туда идут слабые абитуриенты, и многие из них не собираются
работать по специальности. За истекший год
снизился уровень
квалификационной. категории. не ставит ли это под угрозу достижений целей
президентской инициативы?
- Нет. Пока не ставит. Это проект на перспективу.
Этот процесс болезненный. Естественно, что во время перемен оголился прикрытый непрофессионализм. Многие
только прикрывались своим стажем и заслугами 15 летней давности. А работали по
пожелтелым конспектам, работали не интересно и гордились в учительской ,что не
собираются учится «этим компьютерам». Они не то что опытом своим с коллегами не
делились и уроки открытые не давали, они забыли, когда последний раз
педагогическую газету читали. Пришло время аттестоваться и они не подали на
аттестацию. Что им показывать? Нечего. Вы скажете, что всё заформализвовано и
много требований, люди пугаются бумаг. У нас в лицее есть педагог, ей уже за
70. Она великолепный профессионал, когда пришло время, она казала, что ничего
не подготовила, ей некогда и т.д. пришла комиссия. Люди же там. Тоже
профессионалы. Им ведь было достаточно увидеть её уроки, её детей, её учсатие
везде-везде и всё. Аттестовали. Главное – нам, администраторам, поддержать,
похвалить, помочь таим людям. Мы –то точно знаем кто по-настоящему достоин
высшей категории. В школе –то друг от
друга и от родителей не скрыть правды.
В школу идут огромные
инвестиции. вкладываются большие деньги в образование, но существенным образом
это не меняет систему образования. Потому что учителя делают одно и то же. -
Замкнутый круг? Как разорвать?
- Замкнутый круг. И
это горькая правда. Скажу больше. Даже хуже стало кое-где в чем-то Раньше педагогические коллективы хоть на
коллективы были похожи. А теперь из-за неравенства в оплате появились очень
нехорошие тенденции. «Ах, она звезда, вечно что-то пишет, вечно рассказывает
какая она. Или наоборот, никогда классного часа ни одного не провела, сын из
интернета качает, она разработки сдает, её хвалят. А эта стала «стотысячнецей»,
справки липовые, с директором «на одной ноге», все мы знаем какая она. Она
своих детей раз в неделю видит, а бумажки красивые пишет».
Как разорвать? С одной стороны - делать своё дело и всё. объединяться хорошим учителям в сообщества,
чтоб была поддержка, и ограничить себя от сплетен, пустых разговоров, за
которыми ни интеллекта. Ни порядочности. Хотя понимаю, что это слишком мало.
Можно было бы предложить независимые исследования по типу соросовских. Общественных.
Я такие знаю. 12 лет назад наш школьный психолог по заказу директора провела
анонимный опрос среди учащихся из 30 или 40 вопросов, куда были включены и
вопросы профессиональных знаний, и умение преподнести материал, и нравственных
качествах. И всех-всех компетентностях… потом все учителя расположились по
рейтингу и была такая красная полоса. Очень высоко и очень низко. Я видела кто
из учителей где. И какая разница. Одни имли 38 плюсов из 40 по всем
направления, а другие два плюса из 40. Что такие учителя тогда делали в школе?
Что эти же учителя делают в этой школе сейчас? То же самое. Я ответила на
вопрос? Работают. Вот такие опросы независимые провести. Не один раз конечно. А
года два-три подряд, да с анализом, чтоб индивидуально ознакомить человека с
результатами. Нет изменений положительных за три года – до свидание.
В одном исследовании психологи задали школьникам 50 вопросов о
материальных и духовных ценностях и попросили учителей ответить на эти вопросы
с точки зрения своих учеников. Совпадений в ответах практически не было!
Получается, мы не знаем своих детей? Так какие они? И как в связи с этим корректировать воспитательный
вектор образования?
это третий
- Конечно не знаем.И
никогда не знали. Потому что мы незнайки. Потому что ребенок говорит нам что у
него появился новый друг, а мы никогда не спросим: «А какой у него голос, а
любит ли он ловить бабочек, мы обязательно спросим, а сколько зарабатывает его
отец и сколько ему лет» «Странный народ, эти взрослые, когда ты видишь дом из разового
кирпича, на окнах – герань, а на крыше голуби, они недоуменно пожимают плечами,
но стоит им сказать, я виде дом за сто тысяч франков, они восклицают: «какая
красота». Дети! Взрослым нужно всё объяснять, ведь они видят только шляпу. Да .
А вот Ш.А. Амонашвили видит слона в удаве, а Ж.Ж.Руссо барашка бы наверняка
увидел в ящике, а Песталоции бы никогда не сказал, что «кукарямда» вчера
закончилась. Не все не знают и не видят и не чувствуют. Пифагор, Сократ, М.
Лютер. Томас Мор, Я.А. Коменский, И.П. Иванов, Караковский, Тубельский,
Брюховеций, Ярославцев…ещё перечислять?
Великие педагоги прошлого и настоящего, чьи педагогические принципы – видеть и чувствовать
ребенка видят. И у них совпадений было бы очень много, а откуда совпадения у тех,
чьи душа-то не с детьми? Не знаем мы детей. Отцы мы.
И не корректировать
надо вектор образования, а разворачивать в обратную сторону Личности.
"Познай себя и ты
познаешь мир" Сократ. Научить надо мир познавать через познания себя.
Познать себя и стать Личность устойчивой, не вязкой, которая уступает
давлению, перемена обстоятельств и она как тесто поплыла.
Социальная устойчивость! Социальное становление
личности!
Умение общаться, умение
доверять миру, самостоятельность, внутренняя свобода,инициатива, сам себе ставить цели,
придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи,
фантазировать. Различными умениями (сейчас мы
говорим компетентности), понимание и опыт разных
социальных ролей. А это значит умение работать в команде, в группе, ясная жизненная перспектива.
Социальный оптимизм! От этого
зависит усешность или неуспешность.
|