Конкурс
«Учитель года – 2013» расправил свои пеликаньи крылья на Кубани в двадцатый
раз. Двадцать лет. Двадцать Пеликанов-победителей. Двадцать пеликаньих гнезд. Двадцать
летописей, сложенных в одну. Листаем страницы, вспоминаем особенности. Менялись названия конкурсных заданий, их
последовательность, количество,
пересматривались критерии оценки, условия участия, неизменным оставалась
цель – выбрать того, кто достойно понесет дальше гордое имя «Учитель Кубани» и
будет представлять нашу малую Родину на конкурсе «Учитель года России».
Вглядываясь в
лица сдержанно улыбающихся, волнующихся перед первым испытанием, участников
конкурса мы пытаемся разглядеть того,
кто через три дня взойдет на свой педагогический Олимп с хрустальным Пеликаном.
Не разглядеть. Пока не даст урок, пока не кажет своё слово, отражающее его мир,
пока не откроет своё сердце, не проявит характер, не продемонстрирует
профессионализм, харизму, нравственное содержание. Пока. Из многих
составляющих складывается победа. Пусть
всё сложится для каждого.
День первый, 14 мая 2013. Знакомство участников конкурса с членами
жюри.
Мы рады
приветствовать Вас на краевом конкурсе «Учитель года Кубани», который в этом
году проводится в двадцатый раз. В номинации «Основной конкурс» участвуют
представители всех 44 муниципальных образований Краснодарского края – это
победители муниципальных этапов. Наш конкурс - это праздник профессионального
мастерства. Первой слова приветствия в этот
праздничный день произнесла Воробьёва Елена Викторовна – начальник управления
общего и дошкольного образования министерства образования и науки
Краснодарского края, победитель конкурса «Учитель года Кубани –1997», Заслуженный
учитель Кубани.
Краевой конкурс у себя принимает гимназия №3
города Краснодара. Стрелкова Зинаида Витальевна, директор гимназии, излучала
тепло и доброту, в её глазах отражалась не только забота о каждом из
участников, но и понимание того, что испытывают конкурсанты, ведь она сама –
победитель профессионального педагогического конкурса «Директор года города
Краснодара – 2012». Зинаида Витальевна
рассказала о гимназии, об особенностях, о классах, приоритетом воспитательной
работы в которых является казачья направленность и представила творческий
коллектив учащихся, который порадовал участников звонкими песнями
Все
выступления на нашем конкурсе будет
оценивать строгое, но очень компетентное жюри, состоящее из 102 человек. Это и
предметное жюри, и номинационное, и большое жюри .
Председатель
жюри Литвинов Александр Васильевич – директор школы № 10 г. Лабинска, победитель конкурса «Учитель года Кубани
–1994», Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Всероссийского
конкурса «Учитель года», лауреат Премии Президента Российской Федерации,
награжден медалью Януша Корчака и медалью «За выдающийся вклад в развитие
Кубани» II степени, дипломант Всероссийского конкурса «Директор школы России -
2011», поприветствовал участников конкурса и поздравил коллектив гимназии № 3
большой победой, ведь именно в день начала конкурса «Учитель года Кубани - 2013» в школу пришло свидетельство о том,
что гимназия № 3 города Краснодара стала одной из ста лучших школ России. Своё отношение к конкурсу выразил словами:
«Конкурс - замечательное дело! Если однажды вы вошли в творческое поле
конкурса, вы останетесь в нем навсегда. Конкурс – это возможность проверить и
оценить себя, это тот случай, когда ты можешь увидеть свой рост, на каком этапе
и ступени ты находишься. Это возможность сверить, как ты работаешь, что ты
можешь делать, увидеть свои просчеты, недоработки, возможность еще более
глубоко заняться самообразованием. И это, безусловно, будет на пользу школе и
вашим ученикам. Конкурс – жизнь, конкурс – движение вперед, конкурс – просто
здорово!»
Головко Наталье Александровне, учителю русского языка и литературы СОШ № 1 Кущевского района вспомнились слова Игоря Петровича Кваша «Наш конкурс отличает принцип равных возможностей. И это визитка участника конкурса «Учитель года Кубани». То, что произошло один раз, может быть случайностью, свершившееся дважды приобретает черты закономерности, а если что-то происходит трижды – это уже традиции.. Нынешний конкурс, продолжила конкурсантка, двадцатый, - это уже собрание традиций во многих томах передового педагогического опыта Кубани. Конкурс «Учитель года» - это «сладкая каторга». И жалуются на трудности все участники, но однажды «попав» в него, ужи не выходят из среды творчества никогда.
Представление
закончилось неожиданным поворотом, участникам было предложено задать вопросы членам
жюри. И задавали! От простого: «Какая у вас любимая книга?» до «А сами вы
чего ждете от конкурсантов?» Интересным стали воспоминания о том, с какими
трудностями пришлось встретится победителям разных лет в процессе участия в
конкурсе. Мы узнали, почему уже много лет Литвинов А.В. возит с собой запасные
туфли, как на конкурсе в Москве Муранову В., учителю физики из Подмосковья,
помогали «взлететь ракете», что помогло Гардымовой Р.А (руководитель
Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр оценки
качества образования», победитель конкурса «Учитель года Кубани – 2004»,
Заслуженный учитель Кубани) в финальном состязании
После обеда
начались «Визитные карточки». Можно за 15 минут рассказать о себе, о своей
системе работы, о мечтах и планах, о результатах 20-30-10 лет работы? Даже если
использовать всю современную технику? Как «уместить»? Видимо, можно. Участники
знали, что «Визитная карточка» - это устное представление своего
профессионального опыта, сформировавшееся при взаимодействии с коллегами,
родителями учеников, общественными организациями по формированию личностных,
метапредметных, предметных результатов в соответствии с современными
требованиями, в том числе направленного на решение задач ФГОС. В этом конкурсе оценивались: умение
анализировать собственный педагогический опыт, применять инновационные идеи в
своей профессиональной деятельности, общая и профессиональная эрудиция, культура
презентации и публичного выступления, умение взаимодействовать с аудиторией.
День
второй, 15 мая.
Контрольная
работа для совести и ЕГЭ для человечности.
В Положении о конкурсе значится: «Учебное занятие». Регламент – 30 минут и 10 минут для
самоанализа занятия и ответов на вопросы. Жюри оценивает содержание урока: оптимальность
материала урока: соответствие поставленным целям урока; соответствие
поставленным задачам урока, наличие
фундаментальности знаний учебного предмета; научная достоверность
фактологического материала; структурированность
изложенного материала. Кроме содержания, конкурсанту необходимо было продемонстрировать свои умения
выбрать и применить соответствующие
содержанию средства, методы, формы обучения. При этом учесть, соответствует ли выбор учителем компонентов урока теме, цели, типу учебного
занятия. Учащихся гимназии № 3 конкурсантам до урока были не знакомы, но при этом каждый
из участников должен был при подборе материала урока и методических приемов учитывать реальные
учебные и возрастные возможности школьников. Возможности использования персональной
методики другими учителями (технологичность педагогического опыта), использование
информационно-коммуникационных технологий не только приветствовалось, но и
оценивалось жюри. Не обошлось в критериях оценивания современного урока и без
«применение новых подходов к оцениванию результатов деятельности учащихся; развитие
универсальных учебных действий средствами урока». И вошедшие в нашу жизнь «УУД» (личностные, регулятивные, коммуникативные).
Но разве можно двумя словами «Учебное занятие»
выразить то, что так рождается здесь и сейчас, несмотря на тщательность и
продуманность сделанного. Так много надо
дать и успеть. Но при этом важно сохранить Экологию урока: не перегрузить учащихся, создание благоприятный психологический
климат на уроке за счет оптимизации и
индивидуализации учебной, психологической и физической нагрузки как условие
здоровьесбережения детей.
Процесс урока – таинство появления, рождения, создания. И внутренне дыхание урока - это сам личность самого учителя. Свет
внутри, идущий от сердца к сердцу, или
папка с материалами (нажал DEL и
забыл как звали)? Личностные и профессиональные качества учителя – один из
важнейших критериев! Здесь и способность к импровизации, и нестандартность, и общепрофессиональный
уровень, и эрудиция, и глубина педагогического мышления, и культура
диалога, его имидж, и наличие
индивидуальной педагогической техники (педагогического стиля).
Члены предметного жюри, оценивавшие учителей
изобразительного искусства, отметили высокий уровень подготовки учителей. Уроки
были, на их взгляд, ярко окрашены,
разнообразны по методическому решению. «Все уроки вписывались в рамки новых
стандартов, что позволило обеспечить активность учащихся на протяжении всего
урока. Педагоги смогли не только заинтересовать учащихся, но и
"заразили" их своей влюблённостью в предмет, создали ситуацию, при
которой ребята активно включились в мыследеятельность. Грамотная интеграция
материала из разных областей, связь различных видов искусства говорит о
готовности учителей работать по-новому». (Чирухина Н.Н., Кладова Т.Д.)
Бацына Наталья Владимировна, учитель
начальных классов СОШ «Развитие» г. Армавир, на своем уроке в третьем классе
создала такую рабочую атмосферу, что за 30 минут ребята составили настоящую
итоговую контрольную работу для самих себя. Да такая замечательная получилась
работа, что всем захотелось её взять домой в качестве домашнего задания.
Сначала опытный педагог научила ребят, как результативно работать в группах, дав при этом не только четкий алгоритм совместных
и индивидуальных действий, но и предложила на выбор огромное количество
учебного материала, из которого необходимо было отобрать самое главное. При
этом учесть заявленную тему контрольной работы «Действия с числами»,
проанализировать, смогут ли эти задания выполнить задания учащиеся 3 класса.
Урок, по мнению членов жюри, был результативным, продуктивным и интересным!
На уроке Юхименко Ирины Алексеевны, учителя
начальных классов начальной общеобразовательной школы № 40 Ленинградского
района, первоклассники знакомились с корнями растений и корнем слова. Юные
исследователи работали с толковыми
словарями, словарями фразеологизмов, учились пользоваться интерактивным
тренажёром.
На когда уроке литературы Бойко Анны Ивановны,
учителя русского языка и литературы МБОУ лицея № 48 г. Краснодара зазвучал
сонет Шекспира в исполнении группы «БИ-2» недоумение было не только у жюри , но
и учеников. Главная цель урока «Певец
великих чувств и вечных тем»: развивать
умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать,
прививать любовь к классической
литературе достигнута.
На уроке Исаченко Наталье Сергеевны, учителя
начальных классов СОШ № 5
Красноармейского района, ученики и члены жюри познакомились с технологией
«Скапбукинг». Пользуясь технологической картой, под руководством учителя
ученики работали в группах и создали свои творческие работы.
На вопрос:
«Какой из уроков вам запомнился больше всего?» ученица 11 класса ответила: «После урока было
трудно дышать». Трудно дышать… Трудно дышать было не только ученикам, но и тем,
кто оценивал урок, смотрел «со стороны», потому что сжималось сердце и тормозилось дыхание от чувств, нахлынувших в
процессе чтения и филологического анализа текста Бориса Васильева «Великолепная
шестерка». Это был урок русского языка,
это была подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку или это был урок жизни? «Контрольная работа
для совести и ЕГЭ для человечности» - так о Б. Васильеве было написано в одном
из некрологов, такие выводы сделали об уроке
Головко Н. А., учителя из Кущевского района, ученики 11 «А» класс гимназии.
Конкурсное испытание «Беседа с родителями». Регламент – 10 минут, включая ответы на
вопросы.
Жюри оценивает умение выявить и сформулировать
педагогическую проблему, умение продемонстрировать на практике способы
достижения поставленных целей, умение взаимодействовать с родителями, участие в
принятии коллективного решения.
По мнению члена Большого жюри , победителя конкурса «Учитель
Кубани – 2009», Балагуровой Н.Ю. в беседе с родителями на тему Колга Евгения
Григорьева, учитель биологии средней общеобразовательной школы №
2 Успенского района, «Сто книг, рекомендованных для чтения или как привить
любовь к чтению?» сразу задала проблемные вопросы: «Для чего читать? Сможет ли
книга снять агрессию у ребенка? В каком возрасте начинать прививать любовь к
чтению?». Вместе искали общие решения и пришли к формулировке нескольких
советов для всех родителей, которые, на из взгляд, смогут помочь привить детям любовь
к чтению: «Самому много читать, подавая личный пример. Серьезно относиться к
выбору литературы. Смотреть вместе с
ребенком экранизацию произведения, обсуждать и сравнивать прочитанное и
увиденное. При обсуждении связывать прочитанное с практическим опытом
современного общества и личным опытом ребенка. Включать в режим дня
обязательное время для чтения (с отговариванием количества страниц). Совместно покупать книги вместе с ребенком,
путешествуя вместе, в каждом городе бывать в самых лучших книжных магазинах.
Записаться в библиотеку, подписаться в интернете на страницы самых известных
литературных сайтов. С раннего детства выразительно читать вслух.
На вопрос: «Что запомнилось больше всего?», который
мы задали педагогу гимназии №3, который принимал участие в этом конкурсном
испытании в роли родителя, мы получили ответ: «Одна из конкурсанток,
поздоровавшись, спокойно села с нами в круг и стало сразу спокойно и комфортно.
Было понятно, что она не «нависает сверху» со своими вопросами, а обсуждает
проблемы, которые ей также близки, как нам.
День третий, объявление "пятнашки". Кажется, что может быть проще конкурсного испытания «Разговор с учащимися»? Ведешь диалог на интересную актуальную
тему и всё. Нет. Всё не так просто, как
кажется на первый взгляд. Во-первых, иногда дети знают в какой-то области
гораздо больше, чем учитель. Во-вторых, современные дети умеют не только
отстаивать свою точку зрения, но и грамотно её аргументировать. И если она
сильно отличается от точки зрения учителя, то учителю важно сохранив высокий
уровень демократической культуры диалога, аргументировать свою позицию не менее
весомыми доказательствами и примерами.
Мы попросили учащихся гимназии № 3выразить своё
мнение о конкурсантах. Ответы были разными. Но угадать за ответами лидеров
конкурса совсем не сложно: «Приветливая, открытая, понимающая, но не были
никакой изюминки», «Сама по себе остроумная,
интересная, но не умеет поддержать ребенка, его побудить к диалогу, говорит
только сама», «»Интересно подала материал, хорошо подготовлена, но сама была
неискренней, нет в ней доброты к детям», «Милая и интересная, и умеет вести
диалог, и детей слышит, но так много умной теории».
В этом
конкурсном испытании жюри оценивало глубину и воспитательную ценность
организованного обсуждения, умение педагога создавать и поддерживать атмосферу
взаимоуважения и толерантности, умение организовывать взаимодействие учащихся
между собой, умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и
педагогически целесообразно реагировать на них, проявив при этом свою эрудицию, глубину и нестандартность
педагогического мышления.
Наши
социальные опросы:
Вопрос:
«Почему иногда диалог заканчивается утверждением правоты взрослого? Почему аргументы
детей иногда бывают доказательнее?»
Дети о взрослых:
«Они опытнее. Они хотят нас сделать лучше, помочь нам. Даже если взрослые не
правы ,они не дают возможность детям аргументировать свою точку зрения.» Дети о детях: «Они более развиты в
плане современных технических средств и мобильны в поиске информации. Современные дети
свободнее, а взрослые мыслят однотипно и вечно сжаты какими-то стандартами и страхами».
Мы называем их «пятнашка», тех , кто вышел на последний этап.
1.
Анисимова Ляна Миграновна, учитель
музыки средней общеобразовательной школы
№ 2 Горячеключевского района,
2.
Бацына Наталья Владимировна, учитель
начальных классов средней общеобразовательной школы «Развитие» г. Армавир,
3.
Бойко Анна Ивановна, учитель
русского языка и литературы лицея № 48 г. Краснодар,
4.
Бобрышева Ирина Викторовна, учитель
немецкого языка гимназии № 1 г. Новороссийск,
5.
Борисенко Наталья Александровна,
учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы № 43
Абинского района,
6.
Головко Елена Николаевна, учитель
физической культуры средней общеобразовательной школы № 11 Тимашевского района,
7.
Головко Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 1
Кущевского района,
8.
Козина Ирина Юрьевна, учитель
физики средней общеобразовательной школы № 5 г.-к. Анапа,
9.
Марина Елена Витальевна, учитель
биологии средней общеобразовательной школы № 3 Павловского района,
10.
Колга Евгения Григорьевна, учитель
биологии средней общеобразовательной школы № 2 Успенского района,
11.
Пасюкевич Анна Александровна,
учитель математики средней общеобразовательной школы № 33 Тихорецкого района,
12.
Полякова Ирина Петровна, учитель
английского языка средней общеобразовательной школы № 4 А.С. Пушкина Каневского
района,
13.
Семендяева Виктория Владимировна,
учитель русского языка и литературы гимназии № 76 г.-к. Сочи
14.
Силантьев Алексей Николаевич,
учитель биологии средней общеобразовательной школы № 5 Курганинского района,
15.
Фирсова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №1 имени
Героя Россиской Федерации Туркина Андрея Алексеевича Динского района,
Я
в 2007 году на конкурсе «Учитель России» был традиционный КВН. Команда конкурсантов впервые
выиграла у команды «стариков».
Вспоминается фрагмент: « Стоит «пятнашка» в один ряд. Ведущий командует: « По
порядку номеров рассчитайсь!». Раздалось: «Первый, второй, третий… пятнадцатый,
шестнадцатый, шестнадцатый, шестнадцатый….. Всегда
все остальные всегда будут под номером « Шестнадцатый». Дальше нет баллов.
Нет соревнований. Нет слез и обид. Есть
профессиональная гордость, что я участвовал в конкурсе «Учитель Кубани»!
|