...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Суббота, 23.11.2024, 12:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Январь » 16 » "Комедия", "новая психологическая драма" или "личная попытка полета"
10:54
"Комедия", "новая психологическая драма" или "личная попытка полета"
 
 26.06.2012  на сайте http://www.yugopolis.ru/authors/83/culture/36605/krasnodar-molodejnyi-teatr-teatry колумнист «Югополиса» Елена Голубцова написала  о выдающемся театре, который мы теряем: "Вот такая, блин, вечная молодость" .
 
Формат молодежного театра, или театра юного зрителя, предполагает обращение в первую очередь к старшей школьной и студенческой аудитории и соответствующий репертуар, ядро которого составляет классика. Но у нынешнего руководства ТО «Премьера», в состав которого входит краснодарский Молодежный театр, очевидно, свое понимание молодежности.
 
«Формирование духовно-нравственных качеств личности, сохранение и развитие традиционной российской духовности, воспитание нравственности у детей» — оно вот здесь происходит...
Люди, которые делают краснодарский Молодежный театр сегодня, — герои. Герои подлинных, каждодневных, а не заявленных на бумаге боев за культурную, просвещенную Россию... со страстью и самоотдачей, которые, вот уж действительно, и есть молодость. И это та молодость, которая должна быть вечной."
 
Мы продолжаем размышлять на тему "понимания молодежности".
 
16января 2012 года в Молодежном театре города Краснодара стартовал новый проект, цель которого повышение эффективности взаиомдействия театра и школы.
 
Всё началось с вопросов
 
а) Пьеса А.П. Чехова "Чайка" - это "Комедия" или "новая психологическая драма"?
 б) Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. Почему?
 в) Комедия Б. Акунина «Чайка» - это детектив, пародия, переосмысление классики или плагиат?
г) Чайка - символ? Чехов - "символист"?
 д) Почему мой друг не любит Чехова?
е) Что общего между знаком пацифика и символом МХАТ и Пабло Пикассо?
ж) Зачем троекратное эхо "Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» ?
 
 Можно ли ответить на эти вопросы однозначно? Размышляли вместе старшеклассники общеобразовательных школ города Краснодара, актеры Молодежного театра и педагоги.  
 
«Комедия – это потому что говорят много, делают мало. А это не только смешно, но и глупо». Спектакль провалился, потому что был бездарно поставлен режиссером. А вот другой режиссер сделал «Чайку» символичным спектаклем.
 
 (цитата «Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко.)
 
(цитата «В партере хихикнули, ложи отозвались смехом. Первые ряды зашевелились, заговорили, демонстративно поворачиваясь спиной к сцене. Актеры растерялись, заглушаемые шумом реплики звучали неуверенно.
 Когда Заречная — Комиссаржевская произнесла первые слова своего монолога, в зале не смеялись — хохотали. Занавес опустился под свистки, шиканье, яростное топанье ног. Чехов, бледный от волнения, встал.
Он вглядывался в лица знакомых литераторов и не узнавал их. Что кроется в глазах этих людей, которые вчера еще улыбались ему, ловили каждое его слово?
 Почему эти люди избегают его взгляда? И расфранченная публика бенефиса и пишущая братия Петербурга в невиданном единстве отстаивали в этот вечер ветхое, отжившее свой век искусство, против которого поднялся Чехов.
Неискушенные в вопросах литературы зрители сочувственно прислушивались к нарочито громким голосам журналистов: «Безобразие! Писал бы уж лучше свои рассказы! Где он нашел в России таких людей? Ни завязки, ни развязки, ни характеров!»
 Чехов ушел из театра, не дождавшись конца спектакля. Долго бродил он один по чужому, холодному городу. Утром Антон Павлович, не простившись ни с кем, уехал домой. Его провожал писатель Потапенко.
Чехов был спокоен, шутил, но в глазах у него застыла боль : « Кончено, — говорил он, стоя на площадке вагона,— больше никогда не буду писать пьес»)
 
 
Пьеса Б.Акунина «Чайка «вышла в 2000-м году. Как известно , она представляет собой продолжение «Чайки» А.П.Чехова.
В произведении современного автора действуют те же персонажи, действие происходит в имении Сорина, Акунин использует многие чеховские художественные приёмы, переосмысляя их.
Естественно, что появление нового произведения вызвало множество критических отзывов. По версии автора у героев были свои причины для убийства Треплева:
Нина Заречная - Из страха за жизнь Тригорина, Маша Шамраева - Из-за несчастной любви, Медведенко - Из-за ревности, Супруги Шамраевы - Из-за погубленной жизни своей дочери, Сорин - Из жалости к своему племяннику, Тригорин - Ради эксперимента, работает над детективным романом и хочет почувствовать психологию убийцы, Дорн - Мстит за убитых птиц и животных, Аркадина - Из ревности к Тригорину…
 
 
Окрыленный образ «Чайки» стал в русском искусстве символом победы человеческого духа над всеми трудностями жизни. Призыв Чехова «не бояться жизни» был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед жизнью, то приукрашивая ее, то уходя от нее в тупики, откуда нет выхода. «Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно», — говорит Нине в финале пьесы Треплев, как бы подводя итог раздумьям автора.
 
В связи с этим говорили о символах и символизме.
 
"Пацифик" или "Крест мира" - символ, придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом Холтомом для создававшегося "Движения за ядерное разоружение". Это знак, ставший символом всемирного пацифизма . Он получил также прозвище "куриная лапка". Первая эмблема, нарисованная чернилами на бумаге, украсила лацкан пиджака Холтома, а всего через три месяца знак получил мировую известность.
 
 Нельзя не заметить, что в основе пацифика лежит перевернутая руна Альгиз. Вообще, она известна в двух формах: прямой и обратной. В скандинавском футарке прямая Альгиз носит также название Маннар (от man -человек), схематично изображая, во-первых, человека воздевшего руки к небу, что символизирует устремленность сознания вверх. Во-вторых, изображая ветви мирового древа, сакрального вселенского центра-оси, символизирующего светлые верхние миры.
 В перевернутом виде Альгиз символизирует корни мирового древа, уходящие под землю в царство мертвых, в нижние миры. В оккультной традиции недра земли связываются с женским началом. И обращение к матриархальному, архетипическому началу в движении хиппи нельзя не заметить.
Это и внешний вид: мужчины обязательно отпускали длинные волосы, вплетая в них ленточки и колокольчики. Матриархальная и внутренняя идеология: всеобщая любовь, протест против войн и вообще всякого насилия. "Make Love Not War".
 Но самое главное - это обращение к собственному подсознанию, интуиции, сновидениям, измененному состоянию сознания; высокий интерес к народным традициям, к древним мировым культурам, философским и эзотерическим учениям, шаманским культам.
 
Самой распространенной версией толкования пацифика является ''голубиная''. Она гласит, что центральной элемент пацифика - это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно, - символ мира, радости и спокойствия. Тут одни сразу вспоминают художника Пабло Пикассо и его антивоенные ''голубиные'' рисунки, другие - библейскую историю о всемирном потопе и старике Ное, которому голубь принес в клюве оливковую ветвь в знак того, что потоп заканчивается (Книга Бытие, глава 8)
 
 (цитата «Троекратное эхо "Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» выражает состояние бесконечного духовного одиночества автора»)

 
Просмотров: 1359 | Добавил: Ptica-galka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 459

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0