Когда мы пишем статью или небольшую
заметку на школьном или персональном
сайте об общественно значимом событии, мы выполняем роль журналистов? А хороший
журналист какой? Он выражает свой мнение или перечисляет факты? Размышляя о том, как написать о том, как
прошёл конкурс «Учитель года - 2013» вспоминается недавний диалог с коллегой.
- Мне кажется так, что правильный
журналист это, скорее, философ, который прожил, обдумал, знает, чувствует и
предвосхищает больше, чем его читатель и
с этим читателем он делится своими размышлениями о происходящем в мире. А
всякие такие новости про то, что там где-то кто-то чего-то — это все ерунда и
неинтересно.
- Я думаю, что под словом
"правильный" что то-такое глубокое и содержательное. Много ли вообще
глубоких и содержательных учителей, журналистов, политиков. зависит ли это от
профессии? Я думаю, есть люди, которые просто транслируют (и не важно, опыт ли
это предшествующих поколений или события дня нынешнего) - "писарчуки"
этакие. А есть философы. А что касается профессионального предназначения. так
тут вечный спор. Учитель – учит (передает готовые знания) или живет мыслью,
которую озвучивает? Врач должен болезнь лечить, не ведая о том, что творится в
душе пациента или сначала понять состояние? На факультете журналистики студентам
с первого курса говорят по сто раз в день: "В статьях - ничего личного, никаких
чувств и собственного мнения - только факты. А мы в школе на факультативе по
журналистике мы говорим: "Если не будете чувствовать то, о чем пишете, не
почувствуют и те, кто читать будет"
- И вправду. а почему никакого личного
им говорят?
- Когда тебе нужно спросить мнение по
какому-то вопросу, ты ведь спрашиваешь у человека, который является для тебя в
этой области авторитетным? А журналисты всегда ли глубоко знают предмет, о
котором пишут? А если каждый журналист по любому поводу будет свои мысли и
чувства? Тебе интересно личное его мнение или факты? Видимо, в данном случае надо различать цели,
задачи. Если мы хотим увидеть личное отношение, размышления автора, то средства
- сочинение, эссе, рецензия, предполагающие личное отношение. А если факты, то
репортаж, документальный очерк, заметка.
- Вот именно. Меня обычно интересуют
факты и выводы из них.
- Выводы журналиста?
-Если это такой журналист, как я описал,
то, конечно. К чему факт, что на Кипре кризис? Интересно, что из этого для меня
следует.
- Да, если это такой журналист, как ты
описал, то, конечно, его мнение интересно. Но не лучше бы он просто
транслировал факт, а политики, философы, историки комментировали, высказывая
разные точки зрения. Ну или сам журналист рассматривал факт кризиса с разных
сторон? Ссылаясь при этом не только на собственное
мнение.
- Наверное, поэтому и них и есть эти
градации — журналист, обозреватель, спецкор.
Осмысливая вышесказанное, смотрю на
события последних дней с точки зрения участника конкурса, члена жюри, учителя
школы, в которой проходит конкурс, учителя русского языка и литературы,
воспитанники которого принимали участие и в уроках литературы, и в мастер-классах и в воспитательных
мероприятиях.
В лицее было не просто чисто, не просто
уютно, не просто «везде цветы и вкусный обед», в лицее не было ни одного
равнодушного человека. Я ещё за три дня до конкурса спрашивала у Татьяны
Алексеевны (наш директор): «Где же все паковаться будут?». Она ответила: «Найдем
место всем». Не просто место нашли. Создали условия заботы о каждом. Разве не
это самое главное?
Для меня конкурс «Учитель года города
Краснодара» начинается с Ваховской Татьяны Адольфовны. Речь её – безупречный образец
для каждого человека, претендующего на право считать себя образованным. Каждая
фраза – результат работы мысли. Каждая
озвученная мысль - результат собственных размышлений и осмысления прочитанного.
А прочитанного, видимо, столько, что хватит ещё не на одно поколение пеликанов.
Материалы Курсов, которые всегда организованы под её руководством, обучения участников
содержанию и культуре прохождения конкурсных
испытаний, я храню в заветной зелененькой тетрадочке, на которой написано «от
Татьяны Адольфовны». Для меня это важно было тогда, в 2007. И актуально сейчас.
Внимательно слушаю её комментарии перед каждым этапом конкурса.
Воспитательное мероприятие (подробно об этом можно прочитать на сайте Ассоциации краснодарских пеликанов http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2013/04/blog-post_5.html#more) запомнилось мне письмами Лихачева, сопоставительным анализом спора сорок за золотую монетку и ученого спора мудрецов, методами аргументации (например, «салями»), фрагментом из фильма «Офицеры», и замечательной фразой «Мама успевает всё – это миф, мама успевает главное – это здорово, это настоящая мама!». Минаева Анастасия покорила своим обаянием и результативностью: здесь и сейчас был создан свой коллективный «Кодекс чести», с которым потом она пришла на родительское собрание. Буштец Наталья «вывела» на экран основные законы друзей и я подумала: а я достойный друг: «занят интересным делом, умеет заботится о других, бросается на выручку, не думая о себе»? И призыв «Будь интересным человеком. С ленивым и мало знающим не интересно общаться».
Дети! Спасибо! Как отрадно учителю, когда
его воспитанник умеет вести аргументированный диалог:
- Я поддерживаю ответ Катю, и могу
добавить… - Мне понятна позиция Ильи, но я думаю
иначе… - Я считаю, что …и могу аргументировать
это следующим примером… - Я хочу дополнить ответ Насти… - Я думаю иначе…
О родительском собрании подробно
написала Лилия Павловна Казанцева (председатель Совета Ассоциации участников
конкурса "Учитель года города Краснодара) http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2013/04/blog-post_5930.html#more.
От себя могу добавить веселую нотку. Члены Ассоциации, участники конкурса
прошлых лет, все друг друга непросто знают, а дружат и знают, сколько у кого детей и какого они возраста, и
как из зовут. И когда на одном собрании у мамы звучало «Мой сын вот,
например, сделал так-то». А на другом: «А
вот моя дочь…». А ты сидишь в жюри и знаешь, что у неё точно только сын, такой
славный парень, и зовут его Паша, и хулиганом он быть не может J. Так здорово, что есть такая
дружба, так здорово, что есть чувство взаимопомощи. Тот , кто сегодня за партой
в роли родителя, так хорошо понимают того, кто перед ними в роли классного
руководителя.
О темах нобелевских лекций пятерки победителей конкурса читайте http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2013/04/blog-post_3251.html#more.
Лекция, на мой взгляд, получилась у Минаевой Анастасии. Цитирую: «Минаева Анастасия
Геннадьевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 69, в своем выступлении
затронула проблему нечитающих детей. «Не совершить преступление против
литературы», - призывала она, - «ведь за эти ошибки придется расплачиваться нам
и многим поколениям!». Недавно мне
написал мой коллега по российскому конкурсу «Учитель года – 2007». Несколько
лет он работает в Мексике и, возмущенный тем, что сейчас происходит в России с
литературой, призывал меня как-нибудь с этим бороться: словом, делом,
отношением. Пока я обдумывала, надо ли бороться и не опасно ли учителю
литературы иметь своё мнение, Анастасия сделала то, что и должен сделать
учитель литературы, у него появилась такая возможность. Лично мне симпатичны все участники
финала. У каждого было что-то, что я бережно буду хранить в «блокноте» своей
памяти.
Но скажу честно, тот факт, что хрустальный
Пеликан будет целый год жить в нашем Доме, соседствуя с другим Хрустальным
Пеликаном, для меня большая радость. Им, птицам хрустальным, там, в стеклянном шкафу, уютно. Знаю точно. Будем
ждать третьего )
|