Экология
общения - 2012. Её особенности и
некоторые подробности.
Несколько слов о предыстории экспедиции «Экология
общения – 2012». Наша образовательная программа организации летнего отдыха и оздоровления программа «Экология общения» в 2012 году заняла первое место в
России на конкурсе «Учитель, перед именем твоим!» и выиграла денежную поддержку в городском
конкурсе программ организации летнего отдыха. Большая группа ребят с несколькими
педагогами (Жирова Светлана Борисовна
была в экспедиции «Экология общения – 2011») поехали в лагерь на Азовском море
по программе «Экология общения - 2012». Закономерно, что многие ребята из
нашего лицея поехали именно в этот в лагерь. Мы гордимся, что наша программа
так привлекательна для ребят и их родителей. Наш опыт получил распространение.
Идеи уже используют в своей работе другие
педагоги: не только преподаватели
Санкт-Петербургского университета (наша экспедиция «Экология общения – 2011»
вдохновила Игоря Борисовича Жукова, профессора кафедры алгебры
Санкт-Петербургского государственного университета организовать в этом году
Международный математический лагерь), но и педагоги нашего лицея, развивая и расширяя свой педагогический опыт.
В одной
сказке для взрослых Мудрый Лис рассказывал своему юному другу о том, что
такое узы, обряды, традиции. О том, как
медленно и постепенно идет процесс «приручения» и последующей ответственности
за тех, кого ты приручил. Экспедиция «Экология общения – 2012» - это, скорее,
попытка сохранить традиции, не разрушить узы, и не бросить тех, кого уже
приручил. Мы очень хотели сохранить традицию космополитизма «нет географических
ограничений» (ребята могут быть не
только из разных школ города Краснодара,
но и из разных городов и стран. Кроме этого нам важны были традиции
коммунарства и связь с педагогическим отрядом «Перемена». Поэтому, совсем
маленькая группа ребят организовалась в группу семейного образования и отдыха по традиции на берегу Черного моря. Об
этой экспедиции наше повествование.
География
участников: 5 – Санкт-Петербург. 3 – Туапсинский район, 1 –
Москва, 1 – Лазаревский район, 13 – Краснодар.
Количественный
состав: 7 – взрослых, 15 – учащихся.
Методологическая
основа: педагогика общей заботы.
Условия:
1) два разновозрастных отряда (от 9
до 17 лет) по 7 человек учащихся
и 3 взрослых
2) самостоятельное приготовление пищи
3) чередование традиционных поручений (по принципу
«Каждое дело творчески»
4) сменность командиров
5) мастер-классы
6) общее планирование, общий анализ дела, дня
7) каждое дело по принципу «От предложения каждого к
общему делу»
Программа представляет собой 4 тематических периода:
1.
Дом.
5-7 августа. Идея: сотворить своими
руками, своей энергией, умом, сердцем Дом, в котором уютно всем.
2.
Академия
здоровья. 8 – 10 августа. Идея: найти гармонию внешнего и внутреннего мира через гармонию
физического и душевного мира человека. Девиз
«Здоровый дух в здоровом теле».
3.
Детектив
– шоу. 11 – 13 августа. Идея: научиться учиться, находиться в процессе поиска, стремиться к
открытиям и находить гармоничные способы решения поставленных перед собой
задач. Пароль: В поисках новых
открытий. Отзыв: Кто ищет – тот
всегда найдет.
4.
Дороги
к сердцу. 14 – 16 августа. Идея:
«Вода бывает нужна и сердцу, ищите родники, они есть даже в пустыне»
День первый, 3 августа (заезд, благоустройство)
Заезд Краснодарской
делегации. Заезд и подвоз продуктов, оборудования, снаряжения осуществлялся
силами и средствами родителей.
Заезд делегации
СПб.
Благоустройство.
Море, Ужин.
Вечерняя свечка (анализ прожитого дня).
Дарья
Кауппонен, (5.08.12)
Откровения
Свечи
Генрих
любит смотреть на звезды, а Даша умеет доить корову, Настя занималась балетом,
а у Максима есть собака
Я – Свечка. Меня привезли из Санкт-Петербурга
вожатые педагогического отряда «Перемена». Я лежала в подарочном пакете вместе
с остальными вещами, которые заботливо собирали для отъезжающих остающиеся
Переменовцы. Пакет, по договоренности, раскрыли в поезде. Там было разное: нуга
для сладких вечеров, семечки для быстрых вечеров, перчатки для добрых дел
и другие полезные вещи для любого сбора (уж Перемена в этом толк знает: не
первый год сборы проводит :-). Была там и я – Свечка для задушевных свечек.
Итак, меня зажгли вечером на реке рядом с базой. Я загорелась с первой спички,
которая оказалась в кармане у Данилы (видно, и он знает, что такое экспедиция,
поэтому запасся большим коробком каминных спичек)). Как я поняла, в тот вечер
вокруг меня собрались почти все «старички» и старожилы лагеря и те, кто хотел
именно в эту экспедицию по традициям и принципам коммунарства. Это можно было
понять по озорным и сияющим глазам ребят, по тому, что они говорили, по тому,
как быстро и вместе они делали дела. Некоторые в начале дня все же были не знакомы,
но в совместной установке палаток и других важных делах по обустройству лагеря успели
познакомиться. Ну а вечером, когда зажгли меня, ребята даже поделились некоторыми
фактами, которые были «о себе». Было интересно узнавать новые удивительные вещи
о людях, которых ты уже знаешь.
Например, Генрих любит смотреть на
звезды, а Даша умеет доить корову, Настя занималась балетом, а у Максима есть
собака.
Еще собравшиеся говорили о прожитом дне, делились тем, какой путь они
проделали, чтобы оказаться всем вместе здесь.
Похоже, они были искренне рады тому, что наконец-то собрались на берегу реки Чухукт, и тем самым открыли
четвертую экспедицию. Ребята вспоминали прошлые экспедиции, упоминая какие-то
загадочные слова «Капище», «Ролевые игры», «Тропа доверия», «Дежурный командир».
Ах да, была еще песня! «Мне б убежать далеко-далеко…»
- затянули ребята в конце разговора, и я тоже тихонечко подпевала им, освещая
своим теплом счастливые лица открывателей четвертой экспедиции «Экология
общения».
Ковальчук
Никита
Первый
день в лагере
Утром я проснулся в
6.00. После завтрака, состоящего из одного персика, я поехал в лагерь. По пути
в лагерь я смотрел мультфильмы..Лагерь сначала не оправдал моих ожиданий, но потом оправдал.
Папа нашёл в кустах мяч для волейбола. Мы поставили палатки и папа, перед тем как уехать, надул мяч. После того
как родители уехали, меня переселили в другую палатку, и все пошли на море. Я
не купался. После того как мы вернулись, все поужинали и сделали веники из
травы. После ужина все начали делать куклы, и я с Игорем благополучно прогулял
это мероприятие. И вот я пишу про то, как я проснулся в 6.00…
День второй, 4 августа (заезд, благоустройство)
Дежурный командир: Бакуменко Глеб.
Дежурный
журналист – Катаева Елена.
Катаева
Елена 4.8.12
Сегодняшний день для меня был наполнен морем
положительных эмоций! Так он был очень насыщенным - заезд, новые знакомства,
море… Неизгладимое впечатление оставил мастер-класс, по изготовлению кукол «День-ночь»
из ткани. Царила душевная обстановка и мастер Искорка рассказывала ребятам о
том, как в старину наши предки делали куклы – обереги без использования иголок
и ножниц, потому что всё колющее и режущее «рассекает энергетическую
целостность человека». Кроме этого она поведала нам о том, как в старину
девушки шили своим женихам рубахи и вышивали на них узоры. Эти рубахи защищали
от всех хворей и напастей, от врагов.
Ну а самое интересное началось после! Я даже не
могла подумать, что водить хороводы так весело! Наш хоровод заключался в том,
что бы изгнать друг из друга все самое плохое. У каждого из нас имелось по два
веника, которыми мы и производили этот обряд, хлопая друг друга по спине.
После чего, по традиции, мы встали в Орляткий круг.
Такое приятное чувство царило внутри него…было ощущение, что мы знакомы много
лет.
Вот это, наверное, и есть то самое начало теплых и
дружеских отношений!
План дня:
8.00
– Подъем
8.30
- Завтрак
9.30
– Выход на море
11.30
– Выход с моря
12.00
– Обустройство лагеря
14.00
- Обед
14.40
- Обустройство лагеря // Совет дела по
Тропе доверия
17.00
– Выход на море
18.30
– Выход с моря
19.00
– Ужин
19.30
– Общий сбор (лекция: рубаха; мастер-класс: куклы)
20.30
– Костер
21.15
– Личное время // планерка
23.00
– Отбой // Мастер-класс: уход за телом
Дополнительная
информация: План дня корректировался с дежкомом по
ходу дня исходя из потребностей и возможностей участников лагеря.
Состоялся Совет дела по Тропе доверия (Люба, Ваня, Даня, Аня, Генрих, Максим).
После Очищающего костра и отбоя для желающих был организован
мастер-класс по уходу за телом, беседа про натуральную косметику и «между нами
девочками».
Дарья
Кауппонен (6.08.12)
Интервью с первым дежкомом
-
Какие чувства ты испытывал при работе?
- Чуть не умер… - (глубоко вздыхает).
- Глеб, как так получилось, что ты
стал первым дежкомом в экспедиции?
-
Я выдвинул свою кандидатуру. Сказал: «Ну, давайте буду я».
- Как ты решился на это, ведь ты
первый раз в экспедиции и не знаешь, что это такое?
-
Надо же пробовать…
- Не страшно тебе было?
-
Нет. ( и Глеб расплывается в улыбке).
- Ребята выбрали тебя единогласно,
а как тебе потом с ними работалось?
Задумался…
-
С некоторыми тяжело… Особенно с шумной палаткой. С остальными очень хорошо.
- В течение дня план несколько раз
приходилось менять, как ты ориентировался в столь нестабильных условиях?
-
Нормально. Не очень удобно, но терпимо.
- Каково было составлять план, по
которому живет весь лагерь?
-
Тяжеловато.
- Почему?
-
Должны все успеть, вдруг, кто не успеет…
- Как же удалось составить план,
при котором всё успели?
-
Слушал Галину Владимировну.
(При продумывании заключительной части
дня мы думали, в каком порядке наиболее продуктивно поставить дела, были разные
варианты, решили обратиться к Г.В., она быстро разрешила наш спор).
- Какие чувства ты испытывал при
работе?
-
Чуть не умер… - (глубоко вздыхает).
- А более подробно?
-
Иногда гнев… Усталость…
- Обычно работу дежурного командира
анализируют на общем сборе. Тебе не успели дать обратную связь. Хотелось бы
тебе услышать, что думают о твоей работе участники?
-
Да, хотелось бы.
- Как ты сам оцениваешь свой первый
опыт?
-
Нормально справился. Было тяжеловато, не согласился бы больше.
- Получил ли ты удовлетворение от
работы?
-
Да.
- И последний вопрос: кто же такой
дежурный командир?
- Тот, кто в этот день за всех отвечает.
|