30 августа в МОУ лицее №
48 состоялся традиционный Педагогический совет, на котором прозвучали результаты работы за 2009/2010 учебный год ( можно познакомиться в
разделе "Каталог файлов") и поставлены были новые задачи на 2010/2011
учебный год.
Образование как социальный институт является традиционной и
инертной системой, функционирование которой в большой степени определяется
преемственностью педагогического опыта. Однако общественно-экономические
преобразования, осуществляющиеся в последние годы в России, не могут быть
достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов
в образовании. В стране осуществляется попытка реформы образовательной системы.
Гуманизация образования - кардинальная задача, от решения
которой в значительной мере зависит будущее России. Гуманистические принципы
становятся важнейшими нормативами стиля современного учителя . Хотя идеи
гуманизма имеют немалую историю, но общество, в котором эти идеи могут быть
практически реализованы - дело настоящего будущего. Гуманистическое сознание
людей как средство социальной ориентации - это не прошлое, а то, к чему мы
стремимся.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году
начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный
стандарт - общественный договор, согласующий требования к образованию,
предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой
совокупность трех систем требований на подготовку новых поколений граждан
страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям,
навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, знаниевого
общества, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным
национальным ценностным установкам. (2)
В основе построения содержания федерального
государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который
предполагает: формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств
личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной
экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и
поликонфессионального российского общества; постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной
перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность,
диалогичность с другими культурами, лояльность государству, рефлексивность, критическое мышление,
социальный оптимизм; обучение учащихся самостоятельному конструированию
своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач,
способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации,
а затем и в знаниевые приращения, т.е. в
новое знание; общекультурное и
личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы
формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только
успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный
базис для дальнейшего образования и профессиональной деятельности; понимание
актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения
образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся
относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Требования к результатам образования, характеризующие коммуникативную сферу человека,
включают:
-
знания, умения и навыки,
характеризующие языковое и речевое развитие человека;
-
представления об общей теории коммуникации (в том числе
социальной);
-
использование языков и других средств
коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию.
Конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника –
гражданина России:
-
носителя ценностей гражданского общества,
осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;
-
уважающего ценности иных культур, конфессий и
мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их
решении;
-
креативного, мотивированного к познанию и
творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
-
разделяющего ценности безопасного и здорового
образа жизни;
-
уважающего других людей, готового сотрудничать
с ними для достижения совместного результата;
-
осознающего себя личностью, способной
принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим
собой и другими людьми.
На
сегодняшнем педагогическом совете рассмотрим вопросы, касающихся воспитательной
работы школы и классного руководителя:
Итак, мы хотим формировать,
развивать умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и
личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию,
креативность, диалогичность с другими культурами, лояльность государству,
рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм.
Выпускник должен
получить представления об общей теории коммуникации (в том числе
социальной);
В итоге, даже при условии отсроченного
результата, мы планируем помочь стать на ноги Личности, способной принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и
другими людьми, уважающего других людей, Личность, готовую и умеющую сотрудничать с ними для достижения совместного
результата.
А опыт свидетельствует, что человек, находящийся в рамках,
выражаясь современным компьютерным языком, «матрицы», структуры, заранее знает, каким он
должен быть. Он «идеологизирован» и
запрограммирован условностями. С точки зрения PISA, Россия в современном
стремительно меняющемся мире неконкурентоспособна. Школа и учителя
ориентированы на эти задачи, но проблему развития учеников они не решают.
Отсюда трудности использования знаний в незнакомых ситуациях, нетрадиционных
форматах постановки проблем и задач. Современные школьники не умеют применять
знания в незнакомых ситуациях, не владеют навыками работы с информацией, не
умеют получать из текстов необходимую информацию и ее интерпретировать. Те
умения, которые оцениваются и считаются приоритетными в современном мире и
экспертном сообществе, не формируются целенаправленно в российской школе. «Вот
почему на смену человеку идеологизированному должен прийти человек, способный
осознавать реальность, свою феноменальность, человек с открытым сознанием».
|