От чего одни дети и подростки, имея свободу, раскованы, а другие распущены? « Разница в том, как пришла свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена. А та, что добыта собственным усилием. Ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы» - пишет в своей необычной книге о воспитании «Педагогика для всех» Симон Соловейчик. От чего одни дети и подростки, дарят праздник малышами-даунам, детям-инвалидам, а другие избивают до смерти женщину-дауна просто за то, что она не такая как все? Разница в том, как воспитывалось сердце. К милосердию не могут привести только этические диалоги на классных часах и разговоры с родителями о нравственных поступках. Только тогда с детьми и подростками можно говорить о милосердии, когда они уже совершили собственное действие по воспитанию своего сердца. Дом малютки, отделение городской больницы для брошенных детей, детский дома, дом престарелых – места, где в 80-ых воспитывали своё сердце мы, члены коммунарского клуба «Родник» - студенты педагогического училища. С тех пор всегда со своими учениками мы идем в такие места особой Заботы. Много лет подряд в специализированной школе для детей-инвалидов города Краснодара ребята из лицея № 48 проводят к новому году праздники. В этом году в празднике участвовало 44 «артиста» из лицея и более ста ребят-инвалидов. Представление со сказочными героями, дефиле костюмов, современная музыка, дискотека – всё по-праздничному. 44 «артиста» - это разновозрастная (от 2 класса до 11 –го включительно) инициативная группа. Мне казалось, что с ребятами своими мне удалось договориться: уговор – детей не разглядывать, не жалеть, чтоб на глазах никаких слёз. В этом году Дед Мороз - Влад Корних (завсегдатай ночных клубов, весь такой красивый, спортивный, экстремальный, модный юноша). В финале праздника перед хороводами и «дискотекой» сел на стул в ожидании парада костюмов. А одна маленькая девочка, видно, не поняла, что такое дефиле, вырвалась из рук Красной шапочки и побежала к Деду Морозу, забралась на колени, обняла его, прижалась и… сквозь слёзы как сквозь увеличительное стекло всё видится другим: по-другому я смотрела на Влада своего. Он перестал для меня быть гламурным и мажорным, он открылся Дедом Морозом с большим сердцем, обнимающим ребенка. Я потом спросила его, почему же он "пошёл в Деды Морозы" да ещё так здорово "работал". Он ответил, что когда был маленький, то ему очень хотелось, чтобы во время праздника Дед Мороз обратил внимание именно на него. Поэтому , будучи Дедом Морозом, он старался уделить внимание всем ))). Некоторых ребятишек во время хороводов приходилось полуносить на руках, своими руками их рук класть на плечи соседу. Я видела как мужественно вели себя мои старшеклассники. Некоторые иногда отворачивались и быстро стряхивали слёзы, чтоб никто не видел. Договор наш не был выполнен до конца. Многие из моих детей расплакались в раздевалке после праздника. Некоторые - потом по дороге домой. Хотя шли все молча. Ничего не обсуждали. А некоторые плакали и дома, рассказывая родителям. И только через два дня, когда провели последнюю «ёлку» (а всего у артистов их было 17) для учителей у нас был откровенный разговор и подведение итогов. Мы говорили о том, что видеть таких детей в трамваях и троллейбусах – одно. А всех вместе увидеть - это совсем другое. А стоять с этими ребятами в одном кругу - третье. Эта специализированная школа всего в 10 минутах ходьбы от нашей школы. Ребята задавали мне вопросы: «Почему эти дети такие? Почему они учатся отдельно от нас как изгои общества? Бывают ли у них праздники ещё?» К этим нашим делам неоднозначное отношение у учителей. Одна учительница ребятам сказала: "Если вы будете пить и курить, то и у вас такие же родятся". Другая – что государство специально таких уродцев удаляет от общества и делает правильно, потому что нечего пугать нормальных детей. Это неправда! Не всегда родители виноваты. Бывают же родовые травмы. Обстоятельства. Наследственность. И у многих из этих ребят замечательные родители. Они были все на нашем празднике. Зачем же говорить об этих людях так плохо? Не согласна я с коллегами: дети должны дружить не только с себе подобными. Не знаю кому именно эти встречи накануне Нового года и Рождества принесли больше ребятам, которые были на празднике гостями, или мне самой? И сравнивать не хочу. Для молодых сердец – это возможность его наполнить светом и добром. А для меня - это защита от профессионального выгорания. Как только перестало сердце гореть, так и не учитель ты вовсе, так, урокодатель какой-то. Тогда не жизнь у учителя, а трудодни. Профессионализм учителя важен, его профессиональная компетентность, глубокое знание своего предмета, понимание смежных областей, умение повышать квалификацию, готовность к дистанционному обучению, владение методиками и т.д. Но одних знаний мало. Учитель новой школы должен понимать, что не знания в жизни самое главное. Даниил Гранин во всех своих выступлениях перед учителями говорит: человек должен быть порядочным, а в школе нравственность должна стоять на первом месте. Пусть это будут главным правилом в и в этом году. 2010 год – год Учителя. Конечно, мне хотелось бы, чтобы в этот год чествовали тех, кто этого достоин, издавались книги о лучших учителях современности и прошлого. Чтобы все санатории и другие оздоровительные центры были заполнены счастливыми учителями. Чтобы все туры: «каникулы в италии», «каникулы в европе», «вокруг света» - были выкуплены профсоюзами для учителей. Чтобы портреты любимых учителей размещались на рекламных щитах и растяжках в городах. Но… вместе с тем мне хотелось бы всем моим коллегам пожелать делать всё, для того, чтобы внутри каждого горел огонь, чтобы ребятам рядом с нами было тепло. И пусть в год Учителя он будет особенным )) Литвиненко Эмма Робертовна, заместитель директора по ВР ГСК ОУ школа № 21 Краснодарского края
Чему до сих пор не перестаешь удивляться? Тому, что есть еще в нашем мире доброта, есть еще беспокойные сердца, неспособные жить, не помогая друг другу. Благодарна я своей судьбе, во-первых, за то, что выбрала профессию учителя, во-вторых, за то, что попала к детям-инвалидам в коррекционную школу. С первой минуты охватил страх – не смогу! затем жалость – почему именно эти дети?, а потом - четкое убеждение – это мое место в жизни. Прошло 17 лет, я заместитель директора по воспитательной работе. Мечтаю открыть для детей с ограниченными возможностями здоровья неограниченный мир, в котором, к сожалению, они вынуждены находиться, а мир, в котором они смогут полноценно жить и развиваться. Каждому из моих воспитанников нужно совсем немного: обыкновенного человеческого тепла и понимания. Правда, нельзя сказать, что они ограниченны в общении. Но, если это участие в конкурсе художественной самодеятельности, или спортивное соревнование, или выставки детского творчества, то только среди школ VIII вида, среди детей-инвалидов. А это все-таки ограниченный мир. Много лет назад судьба свела меня с замечательным человеком, другом, педагогом от бога. Именно она зажгла во мне огонь беспокойства… Сейчас Галина Владимировна тоже заместитель директора по воспитательной работе, но в лучшей школе города, школе-лицее. Несколько лет назад появилась у нас идея проведения совместных мероприятий с нашими детьми. О том чуде, которое охватывало их во время общения нельзя говорить без восторга. Каждого, и ребенка-инвалида, и здорового ребенка, это наполняло особым чувством, особыми эмоциями и переживаниями. Роль педагога в этой ситуации ограничивалась лишь наблюдением. Дети помогали друг другу, понимали друг друга и без лишних слов. Получая огромный опыт общения, умения жить в нашем огромном мире, забывая, что ты болен, и умения жить социально адаптировавшись к современным условиям
|