...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Среда, 20.09.2017, 08:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Воспитание

Где и как развивать способности работать в команде
Итак, чем же интересна и особенна экспедиция с таким названием «экология общения»? По форме –это экспедиция, и предполагает палаточный городок и самообслуживание, но ещё и обучение, исследования, изучения, выводы, анкеты, схемы, таблицы, движение, одним словом. А по содержанию – это коммунарский сбор, который самый настоящий, по методике И.П. Иванова, известного педагога г. Ленинграда. А сбор предполагает абсолютно все элементы методики: отряды, микрогруппы, совет командиров, сменность лидера, дежурный командир, чередование поручений, анализы и рефлексии, доброе дело для общей пользы, работа в учебных мастерских, ну и самое главное – принцип заботы каждого о каждом.
О самой программе. В официальном документе называется эта программа «по подготовке лидеров». По сути – программа, по которой ребята быстро адаптируются, активизируются в незнакомом или малознакомом обществе детей и взрослых, проявляют инициативу, сами придумывают, сами делают, сами анализируют, снова делают, ошибаются, анализируют и идут дальше. Они специально не учатся лидерству как искусству манипулировать людьми. Более того, мы подчеркиваем то, что лидер, это не манипулятор, научившийся красиво и убежденно говорить, это тот, кто представляет общество, тот, кто поведет за собой, кто примет ответственность за коллективное решение. 
 Организаторы программы – педагоги МОУ лицея № 48 города Краснодара и педагогический отряд «Перемена» г. Санкт-Петербурга. Идея эта, конечно, не возникла на пустом месте. Опыт проведения экспедиций не раз приводился на страницах «Учительской газеты» и имеет подробное описание на сайте Межрегионального клуба «Учитель года». В 2008 году мы с ребятами были в одной из таких в КЧР. 
Данная программа была частично реализована на базе ДОЛ «Солнечная» города Геленджика в период с 2001 по 2006 годы, в экспедиции «Экология общения» МОУ лицея № 48 на базе турбазы «Ореховая» поселка Каткова Щель в 2009 году. В этом году программа модернизирована и расширена с учетом практического опыта и теоретических разработок.
Цель программы - реализация программ по организации школьного самоуправления и организации детских объединений в полевых условиях; обмен опытом между детьми Краснодарского края и России; ознакомление с флорой и фауной заповедных территорий Краснодарского края; приобретение новых знаний из опыта учителей и журналистов России оздоровление детей, нацеливание старшеклассников – активистов на активную работу в органах детского самоуправления, формирование состава Совета ученического самоуправления в 2010/2011 году. 
Место реализации программы выбрано самое подходящее: поселок Каткова Щель микрорайон (посёлок) в Лазаревском районе города Сочи, Краснодарский край, Россия. Железнодорожная платформа Каткова Щель Северо-Кавказской железной дороги.
Расположен на берегу Чёрного моря при впадении реки Пши. Детская турбаза "Ореховая" расположена в поселке Каткова Щель Лазаревского района города Сочи. Каткова Щель - это маленький живописный район в Лазаревском районе неподалеку от Сочи. Именно отсюда начинается климатическая зона влажных субтропиков. Благодаря влиянию Черного моря и высоких гор Кавказа здесь продолжительное лето и практически нет зимы. 
Природа, окружающая Каткову Щель, поражает буйством зелени и разнообразием растительности: вечнозеленые самшитовые леса с подъемом в горы сменяются альпийскими лугами. Поэтому отдых в здесь очень полезен для здоровья. Особенно привлекательны туристические маршруты по горам.

Сроки реализации программы - 20.07.10. по 02.08.10. Возраст участников программы 7- 17 лет.
 Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа палаточного лагеря направлена на реализацию компенсационной функции свободного летнего времени по отношению к периоду школьного учебного года. 
Программа является комплексной. Для осуществления теоретических и практических работ участники экспедиции образуют несколько рабочих групп, ежедневно посещают занятия, которые проводят педагоги в базовом лагере и за его пределами в однодневные радиальные маршруты и работают в исследовательских мастерских учителей-организаторов смены.
 Ведущей идеей содержания работы палаточного лагеря профильной смены «Экология общения» является приобретение умений организовать дело в рамках школьного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к родному краю и его природе.
Задачи, поставленные перед педагогами решались на высоком профессиональном уровне: формирование навыков работы руководителя, обучение приемам и методам организации и планирования деятельности, обучение навыкам социальной активности, развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих, формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме, формирование туристических навыков и умений, укрепление физического и духовного здоровья детей, организация активного оздоравливающего отдыха школьников, раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе потребностей, развивать у старшеклассников коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность, научить уважать чужое мнение, отстаивать свое мнение, руководить работой коллектива, популяризация детского и юношеского туризма; повышение экологической культуры детей.
Программа представляла собой сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и туристических эстафет. 
Обучение осуществлялось по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляли на практике.
Научиться общаться невозможно в разрозненном коллективе, поэтому первоочередной задачей организационного периода является создание коллектива. Алгоритм этого процесса разработан ленинградским академиком И.П. Ивановым. Его концепция лежит в основе ВР нашего лицея и как естественное продолжение в экспедиции: тренинги на раскрытие человеческого потенциала, командообразование, снятие психологических барьеров, КТД , коллективная рефлексия. И коллектив был готов к учебной и творческой деятельности.
 Основной период – Сюжетно-ролевые игры и коллективные творческие дела. СРИ – это одна из самых эффективных методик, способствующих развитию коммуникативной компетенции и социальной мобильности. КТД – термин И.П. Иванова, дела, организованные самими ребятами, где живет принцип «От предложения каждого – к общему делу»
Кроме этого были дела на сплочение, например «Тропа доверия» или «Веревочный курс». В практике так условно называют комплекс тренингов на командообразование и проверку результативности и степени сплоченности коллектива. 

Весь учебно-воспитательный процесс делится по следующим блокам. Образовательный блок: обучающие занятия, дают участникам смены необходимый теоретический материал, для успешной работы в органах детского самоуправления. 
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1 коммуникативность – экологичность общения:
• культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
• алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
• содержательность общения
2. Игра – дело серьезное
• теория и методика сюжетно-ролевых игр,
• ведение мероприятий и конкурсов;
3. Через музыку к сердцу
• флейта как самый лиричный инструмент;
• песни у костра под гитару, простейшие сведения традиций туристов.
5. Туризм – способ проявить самостоятельность 
обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;
• изучение окружающей флоры и фауны;
• экологическое воспитание.

Оздоровительно-досуговый блок:
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу палаточного лагеря профильной смены «Экология общения» включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация ежедневных пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы 
- постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;
- физический труд в рамках самообслуживания (заготовка продуктов питания, самостоятельное приготовление пищи, уборка территории и т.д.);
- организация спортивно-массовых мероприятий:
а) пионербол;
б) волейбол;


Можно в программе написать так «С целью воспитания доброты и порядочности, как основных нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, умения ценить и уважать труд, в программу введены следующие мероприятия: уборка территории лагеря; санитарная очистка леса; очистка водо-охранной территории; оборудование кострищ на местах отдыха людей; уборка территории перед отъездом». Это всё так и было. Но! Вслушайтесь в текст «в программу введены». Разве за этими казенными словами слышится суть? Разве звучит музыка общего труда? Когда по-настоящему всё поет в душе? Одно из дел принято называть «Операция «Нас здесь не было». А на коммунарских сборах, наоборот, «Мы здесь были». Это значит, что надо сделать дело, которое было бы общественно полезным, добрым, важным, значимым. Мы привели в порядок три комнаты здания, которые находятся на территории базы и решили, что в следующем году подготовимся как следует и сделаем своими силами ремонт. Научимся белить, и красить, и обои клеить, сами придумаем дизайн, сами реализуем задумку. 
За 12 дней мы стали единым коллективом . Я учитель русского языка и мне приходит на ум сравнение лингвистическое – мы стали законченной мыслью, словами, связанными между собой по смыслу, интонационно оформились. Это значит, что мы – предложение. со всем его законами построения, взаимодействия. Да. Каждый из нас самостоятельная часть общей речи, все мы разные, но приехали в общий дом и стали членами нашего предложения. И от того насколько грамотно, выразительно мы скажем своё предложение, т.е выскажем миру свою мысль зависит наше будущее. Мысль материальна. Она может загрязнить окружающую среду, а может обогатить. Вот и суть словосочетания «экология общения». Поэтому естественными инструментами по созданию настоящего коллектива были: разбивка по отрядам, по микрогруппам, разновозрастные отряды, работа совета командиров, орлятский круг, отрядные «огоньки», ребята называют их «свечками». И структура организации предельна проста: основной организационной единицей в лагере является отряд. Через общелагерные выборы (в виде деловой игры) формируется система самоуправления.
Жизнь участников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.В каждом отряде выбираются лидеры отрядов. Лидеры собираются на планерки, обсуждают планы на будущее и являются связующим звеном между взрослыми воспитателями и детьми – участниками во всех вопросах. На каждый день назначается дежурный командир. Все дела делаются по методике Совета дела.
Пишется свод правил, который принимается всеобщим собранием.
Выбирается пресса. Это ребята, которые отвечают за издание газеты (по всеобщему решению ребят форма издания может быть изменена. Например, школьная газета называется «Твой дневник», а здесь решили назвать «Муравейник в «Ореховой».

Без работы психолога здесь не обойтись. Психологическая работа профессионально велась кандидатом педагогических наук, доцентом-преподавателем ЛГУ им. А.С.Пушкина 
факультет педагогики и психологии (г.Санкт-Петербург) Платоновой С.М и Кауппонен Дарьей из города Санкт-Петербурга. 

Кадры профильной смены, которые решают всё – это, пожалуй, самый важный вопрос. Подбор начальника лагеря, педагогов, психологов, медицинского работника, вспомогательного персонала осуществляла администрация лицея № 48. Весь персонал был допущен к работе в лагере только после прохождения инструктажа по охране жизни и здоровья детей. Это понятно. Но на коммунарском сборе есть тонкость. Я, например, начальник экспедиции, и , конечно, отвечаю за всё и за всех. Я написала и утвердила все документы и получила все разрешения, обеспечила транспортом, техническим и мультимедийным оборудованием, продуктами питания, канцелярией и медикаментами и прочими важными вещами. Но в самой экспедиция абсолютно наравне со всеми: готовлю еду, чищу картошку, мою кастрюли, собираю и выношу мусор, пишу статьи в общую газету или редактирую. Что надо, то и делаю. 
Ведущий программы сбора Платонова С., преподаватель педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского института педагогики и психологии им. Пушкина) курирует и обеспечивает реализацию программы смены (блока культурно—развлекательных мероприятий и образовательных программ), а вместе с тем проводит с ребятами дискуссии «О дружбе», «О смысле жизни», «О взваимоотношениях полов» и т.д.
Старший куратор — воспитатель (Кауппонен Д., психолог г.Санкт-Петербурга) руководит работой кураторов (вожатых);обеспечивает реализацию работы в отрядах;обеспечивает и отвечает за безопасность детей и сотрудников во время проведения отрядных дел; распределяет детей по отрядам, работает куратором в одном из отрядов;подбирает вожатский отряд лагеря.
Куратор-воспитатель (Пшава В.А., учитель физики МОУ лицея № 48 города Краснодара, Ольхова Н.Н., учитель географии МОУ лицея № 48 города Краснодара, Ковтун А.А., студентка Краснодарского педагогического колледжа № 3, обеспечивает реализацию программы и досуг в своем отряде, отвечает за жизнь и здоровье детей в отряде несет материальную ответственность за имущество, выданное отряду. Это в официальном документе. А в жизни они люди, которые стали единым целым с детьми со своим правом голоса на вечернем огоньке.
Пресс—центр (Логвиненко А.С., уже студенка (известие о том, что Настя стала студенткой пришло прямо во время экспедиции!) КубГУ факультета журналистики, ученик МОУ лицея № 48) готовит и выпускает ежедневную стенгазету о жизни лагеря; проводит видео— и фотосъемку мероприятий; освещает жизнь лагеря в СМИ.
Инструктор по туризму, ответственный за оказание первой медицинской помощи (Дмитренко М.Л.);обеспечивает подготовку и проведение туристско-спортивных мероприятий; -обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников при проведении туристско-спортивных мероприятий; проводит спортивные занятия, занятия по оздоровлению и закаливанию занятия 

Любая программа предполагает результаты. Мы планировали: укрепление здоровья;пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного творчества; привитие навыков самообслуживания; формирование комплекса знаний по организации мероприятий необходимых в работе в органах детского самоуправления;формирование у школьников активной гражданской позиции; чувство патриотизма; уважение к родной природе.
Что получилось? Спросим у ребят 
Данил Иванов 11 класс
«Экспедиция была незабываемой! Начиная с веселой погрузки вещей и долгой дорогой, заканчивая прощальным костром) Мне понравилось абсолютно все: спать в палатках, заниматься распорядком дня для лагеря, ежедневные "свечки", ну естественно походы в горы и на "33 водопада". Обстановка в лагере была великолепной: организованное дежурство, занятость ребят, отношение между отрядами. За все это хотел бы поблагодарить наших вожатых, которые помогали реализовывать все наши планы, а именно: Галине Владимировне, Марине Леонидовне ( инструктор по плаванию), Виктору Андреевичу( физик!!) , Елене Викторовне, Насте, а также нашим гостям из Санкт-Петербурга Даше, Любе и Свете. Надеюсь, что смогу посетить эту экспедицию и в следующем году.

Селезнева Светлана, 10 класс
«Зачем я поехала в этот лагерь? Да так же как и все – отдохнуть и покупаться на море. Оказалось все по-другому. Если кто-то считает, что лагерь – это ранний подъем, зарядка, еда в столовке, кружки, море, дискотека и отбой, то очень заблуждается.
Здесь я поняла что лагерь- это семья. Большая и дружная, со своими взлетами и падениями, но семья. Здесь люди становятся близкими и родными. Именно тут ты понимаешь, что в каждом есть много хорошего, нужно только это хорошее увидеть. Здесь каждый поможет в трудную минуту и поддержит когда тебе тяжело. Да мы не раз ошибались. Но мы вставали, исправлялись и шли дальше. Мне лагерь очень понравился, хотелось бы приехать и на следующий год. 


Интересные результаты анкетирования ребят. Если учесть, что до 10 лет в экспедиции было 6 человек, с 10 до 14 лет – 23, с 14 до 18 лет – 25. И в анонимном анкетировании приняли участие 64 человека, то получаем след результаты:
Хорошее впечатление от экспедиции зависит от:
• Погоды -20
• Меня самого - 42
• Моей активности - 34
• Окружения (другие люди в лагере) - 26
• Количества свободного времени - 12
• Количества дел, в которых я участвовал - 24
• Состояния здоровья - 30
• Возможности много купаться на море - 14
Другое: сплоченность – 1

Погода, другие группы на территории лагеря – это факторы внешние, 46 ребят считают, что они влияют на хорошее впечатление от экспедиции. Состояние здоровья – это совсем личное, и почти половина детей считают, что этот факт влияет на впечатление от экспедиции. Возможность купаться на море – личная свобода, но она связано всё-таки с риском. Здесь ответов – всего 14. Количество свободного времени…. Всего 12. Эта цифра была бы больше, я думаю. Потому что многие мечтали и говорили не раз об этом на вечерних огоньках, что им нужно свободнее время в неограниченном количестве. И даже придумали День лени. Но обернулось это не самым лучшим образом. То, что не было зарядки, мало кто пошёл на море ещё бы ладно. Но вот завтрак почти не состоялся. А к обеду началась стихийная игра с обливаниями водой, и всё было просто залито. Потом был разбор полетов, был обед, который готовили всем лагерем, уборка, в которой принимали участие все по собственному решению. Потом пришла мысль оставить о себе хорошую память базе и сделать доброе дело. Так что , думаю, что эта цифра – результат именно этих событий, сделали вывод, что «количество свободного времени» не надо обводить кружочком. 
А вот те факторы, которые зависят от самого человека –участника процесса- меня самого, моей активности, количества дел, в которых я участвовал - 100 ответов положительных. Таким образом, можно сделать вывод, что ребята к концу экспедиции стали понимать, что общее впечатление может быть, как сказала одна из участниц Настя Логвиненко «спасибо за две недели в раю». А может и быть испорчено. И зависит это от многих факторов, но в большей степени от самого себя. 

Мы попросили перечислить самих ребят дела, которые они сами организовывали или принимали самое активное участие: СРИ - 60. Поясню, что участие в сюжетно-ролевых играх и состав участников оговаривается с самого начала дня, идет всё утро предварительная запись участников на необходимое количество. А весь день к ним подготовка. Дискуссии – 50. Мастерские – 40. Газета – 26. Из приведенных цифр видно, что степень участия детей достаточно высока. Самые низкие показатели – газета. Но учитывая, что редакцию и верстку делает 2-3 человека. То в целом процент участия 32 % об общего количества неплохой.
Кроме того ребята отметили как дело «дежурство на кухне» - 62 человека, это 98 % от общего числа. Дежурным командиром в отрядах были 17 человек. «Другие дела» -это и спортивные мероприятия, и экскурсии, всё то, что не вошло в перечень анкеты – 58 человек.
Интересны следующие данные:
Вопрос: «Влияли ли вы на жизнь лагеря?» Ответ «да» - 56 человек, ответ «нет» - 8 человек.
Вопрос: «Почему?»
Не влиял, 
1. потому что мне это было не интересно – 2
2. просто был в составе лагеря и не хотел влиять на жизнь лагеря -1
3. не знаю – 4
4. потому что я с приезда в лагерь болел - 1

Влиял
1.потому что помогал в организации дела -24
2. собирала отряд на мероприятия – 2
3 писала статьи и тем самым жизнь лагеря стала интересней – 2
5. сама участвовала в делах – 14
6. был активным и везде участвовал – 6
7. мне это нравится – 2
8. мне это интересно – 2
9. готовила еду для лагеря – 12
10. повлиял, но как – сам не знаю – 1
11. я готовил, убирал, мыл окна в столовой – 3
12. своим настроением – 2
13. устанавливал теннисный стол – 1
14. я там была – 1
15. была дежкомом -6
16. участвовал в работе мастерских – 2
17. я был командиром и отвечал за многое – 2

В анкету мы взяли формулировки, которые были в разделе программы «цель, задачи экспедиции, ожидаемые результаты». Нам интересно было что именно ребята отметят в этих пунктах и как отреагируют.
Считаете ли вы, что наша экспедиция является обучающей по следующим направлениям:

Коммуникативная компетенция - 24
Знания, умения и навыки планирования - 50
 Координировать, прослеживать результаты -26
Анализировать - 46
Развитие навыков социальной активности - 32
Развитие коллективного мышления -28
Развитие инициативности и самостоятельности – 44
Другое – обучение быть лидером – 2.

Здесь интересны два результата:
Обучение быть лидером не звучало у нас в анкете и вообще на сборе, хотя программа по подготовке лидеров. А всё-таки два ребенка написали именно это. значит они почувствовали. По всей видимости, это были ребята, которые входили в Совет Дим ВанДимов». А три постоянных командира, практически которые вожатые, лидеры и руководители. И именно они видели и понимали, что ежедневные двух-трехчасовые свечи, двухчасовые Советы «ДимВанДимов» , доверие – это самое главное средство обучение именно этому. Трудолюбие, четкое осознание цели, к которой идешь, средства, которыми пользуешься в пути, и анализ результата – это путь развития, путь по спирали, путь лидера. 

Слова «коммуникативная компетенция» понятны не многим ребятам, только взрослым. Я думаю, что если бы мы написали «умение общаться» был бы здесь показатель самый высокий. Но написали именно так. И получили именно такой результат.

Развивать умения, которые записаны в стандартах нового поколения как "умения работать в команде" можно и нужно в общей деятельности. И одной из таких интереных форм, на наш взгляд является подобная нашей экпедиции.







Категория: Воспитание | Добавил: Ptica-galka (11.08.2010) | Автор: Ковтун Галина
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 427

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0