...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 23.11.2017, 04:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Ученики пишут...

Лидерство или самоуправление
Большой концертный зал, тысячи зрителей, мы сидим старой доброй компанией на первом ряду, и широко открыв глаза, жадно всматриваемся в то, что происходит на сцене. А там происходит, собственно то, что и должно было произойти. Это ведь сольный концерт известнейшей восходящей звезды рок-музыки всемирного масштаба Дмитрия Отяковского! А вручает ему цветы, посмотрите, кто это? Сама Анастасия Белкина – Мисс Вселенная. Сергей Горожанцев – спонсор! Интерьер и костюмы от Ковтун Анастасии и Кобылянко Евгении. Эти молодые, но довольно успешные выпускницы Кубанского государственного университета уже успели покорить нас, современных зрителей, креативными проектами. А репортаж на 1 канале ведет ваш скромный слуга, телеведущая Королёва Мария!
Да, теперь уже рок-звезда, а помнится когда-то, он со своей группой устраивал первые концерты в школе. И тогда мы так же сидели на первом ряду, и радовались первым победам нашего Димы. А ещё раньше мы сидели в первом ряду молодёжного театра, бережно держа в руках гвоздики, на спектакле «Кьюджинские перепалки», где наш Димка в пятом классе играл продавца тыквы. 
 А Анастасия Белкина - наша красавица, мисс Краснодар-2007, мы так же все вместе ходили на ее конкурс, болели за нее, переживали, плакали от счастья. Когда-нибудь она станет Мисс Вселенной, и мы обязательно приедем к ней на конкурс, приготовим плакаты и я знаю, что это будет, обязательно будет, потому что у нас такой класс, потому что мы с детства привыкли радоваться победам каждого из нас, потому что мы все победители, каждый в своем деле…. Мечты, скажите вы? И будете, безусловно, правы. Но именно мечты – это перспективное планирование успеха.
Успешность… такое странное понятие. Даже, наверное, модное… Успешность и лидерство – самые популярные, на мой взгляд, слова нашего времени. Достаточно только посмотреть сколько раз встречается это слово в рекламе, любой: в интернете, в газетах, журналах, телевидение. А сколько книг по этому поводу . А различные программы «выращивания» лидера? А « школы успешности»? 
Находясь «на пороге взрослой жизни» - это, кстати, одна из тем школьных сочинений, думаем ли мы, одиннадцатиклассники, об этом? Думаем. В самом начале процесса «думания» нас учитель научил обращаться к словарям.
 В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и пробуждать желание работать». Возникает законный вопрос: "У кого?" - Конечно же, у своих сотрудников. Но чтобы понимать истинное значение лидерства, нам необходимо глубже вникнуть в суть слова. Психологи выявили, что любая группа людей, выброшенных на необитаемый остров, на поединок с дикими зверями, просто на поле для игры, сама себе находит и выбирает лидера, которого каждый из них будет слушаться, уважать, поддерживать и выполнять его задания. И выбор лидера не зависит от уровня интеллекта и возраста участников команды.
Для того чтобы быть лидером, простого желания не будет достаточно: человек, изъявивший такое желание, должен, кроме, иметь еще несколько характерных черт, которые бывают только у истинного лидера. В противном случае, этот человек потерпит неудачу, потому быть лидером трудно. 
Итак, лидером может стать любой человек? Если простого желания им стать недостаточно, должно быть желание учиться и развивать в себе способности, помогающие в лидерстве.
Рассмотрим несколько значений понятия «лидерство»
 ЛИДЕРСТВО - способность убеждать и вести за собой. Харизматичный лидер убедит всегда и сможет повести за собой. 
Понятие "харизма" берет начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма - это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Однако, правила поведения, основанные на такой модели, мешают человеку осознанно работать над повышением своих лидерских качеств. 
В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. 
Предназначение же харизмы, её функция – это влияние на людей. Которое выражается в наличии потенции к убеждению и лидерству. 
Рассмотрим другое определение: ЛИДЕР – это, прежде всего, воспитатель в своих подопечных самостоятельности в русле той идеи, которую он проводит. ЛИДЕР - это человек, который построил себя сам, т.е. сэлф-мэйд (бизнес, жизнь, англ. – self-made).
 Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером, не надо заканчивать институтов или курсы. Лидерами просто становятся, если у вас есть желание, кто-то заметив его, поощряет вас, дает вам возможность самореализации, следовательно, вы сможете реализовать свои способности.
  Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что Лидера нельзя назначить или выбрать . Лидеры появляются в результате того, что их жизнь интересна и наполнена делами. Так как же им стать? Ответ, на мой взгляд, предельно прост. Надо наполнить жизнь коллективными ДЕЛАМИ, где каждый сможет себя реализовать. Например, школьное самоуправление.  
«Самоуправление – понятие сложное, многогранное, составное. Это может быть и свойство какого-либо объекта или какой-либо части целого. Это может быть и способ продвижения человека в каком-либо деле. У самоуправления есть множество близких родственников, с которыми оно крепко связано. Это – самоопределение, самоорганизация, самообразование, самопомощь и самолечение, самиздат и само продвижение»
«Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, типу взаимоотношений.  
Самоуправление учащихся школ (Школьное (ученическое) самоуправление) – самодеятельность учащихся в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива. 

Мой личный опыт свидетельствует, что в коллективе, где самоуправление построено по принципу «от предложения каждого к общему делу», где главное – общие интересные и полезные дела и забота каждого о каждом, сменность лидера и чередование поручений, развиваются все необходимые в жизни человеку качества. Он умеет быть хорошим подчинённым, исполнителем тех поручений, которые ему даны. Он умеет быть ведущим в том виде деятельности, в которой у него есть знания, умения, навыки, опыт, может чуть больший, чем у других ребят команды. Он вдохновитель, если тема близка и интересна. Он летописец, если в данный момент такова его миссия. Пока человек формируется как Личность, а не как профессионал, важно, на мой взгляд, попробовать себя во всех социальных ролях.
Мне посчастливилось, и в 5-ом классе я попала в руки к уникальному, на мой взгляд, классному руководителю и уже с этого возраста знала, что такое САМОУПРАВЛЕНИЕ. 

  Я помню самое начало. Нет, оно было не в классе, а на берегу реки… Это теперь, когда я «Лидер (как сейчас нас называют городские власти) ученического самоуправления» я знаю, что это такое. Галина Владимировна Ковтун (в то время наш классный руководитель) проводила с нами … - Знакомство в деятельности - тренинги на знакомство, на снятие коммуникативных барьеров ( «Ассоциации», «Перестроечный процесс», «Люди к людям»), КТД на выявление творческих способностей, возможностей, потенциала каждого («Концерт по типам темперамента», «Ситуации», « «Турнир-викторина»), разбивка на микрогруппы по лидерству возникшим интересам групповое задание на сплочение (по выбору ведущего - «Его жизнь в ваших руках», «Свободное падение», «Слепец и поводырь», «Кочки», «Электрическая изгородь»). 
У нас получилось 4 группы. Каждая из которой выполняла свои задания и поручения.
Ещё месяц у нас были маленькие дела (спортивные, интеллектуальные, художественные), чтобы мы подружились в группах. Потом мы придумывали каждые в своей группе названия, девизы, эмблемы, визитку – представление. На классном часе мы представляли свои визитки.
А потом мы выдвижение общественно и личностно значимой цели (принцип «от предложения каждого к общему делу»), а называлось это в пятом классе: законы, по которым будем жить вместе. Мы задавали себе вопросы: как мы хотим жить, что делать, кто у нас будет главным…. ставили свои маленькие цели, решали свои маленькие задачи. И все это мы делали по группам. Каждый предлагал, формулировали вместе, а потом один представитель от группы представлял и защищал идеи всей группы.

 А «главных», ну «лидеров», как сейчас модно говорить, решили не выбирать, а быть ими по-очереди, чтобы каждый попробовал «поруководить» группой. Как Галине Владимировне удалось сделать так, что мы это вроде сами по себе придумали? Тогда не знала. Но нам всем казалось, что это единственное правильное решение. По другому-то и быть не должно. 
Мы хотели сделать жизнь в классе домом радости, высокой культуры человеческих отношений. Где не будет равнодушных ни к другим людям, ни к общим событиям друг другу, работать творчески (креативно - созидательно), выбрать себе дело по душе, проявив все свои лучшие качества, создать нечто, что потом будет полезно и важно людям, найти единомышленников среди сверстников, старших и младших, жить так, чтобы они стали друзьями. Тогда это были слова другие, но смысл всё равно такой.
После этого был наш первый классный час- планирование. Перед каждым новым делом собирались, планировали его по группам, решали, что (какие идеи и предложения) оставляем, что убираем, что объединяем.
Потом распределяем, какая группа что берет на себя и каждый делает свое дело . После проделанной работы все вместе обсуждаем, что получилось, что сделать так, чтобы в следующий раз получилось лучше. 
Коллективное планирование , на мой взгляд, – идеальное построение результата. «Совет дела» - вообще самое демократичная, результативная и творческая форма всех дел в школе и в классе! Работа в группе - где свободно, не боясь никакой критики окружающих, в обстановке доверия, ободрения и одобрения высказывают самые фантастические идеи, которые важны сами по себе и лишь на последних этапах работы критически взвешиваются с учетом возможности их реального воплощения – выбор «делегата» в состав « совета» – творческое задание группе - делегирование полномочий .
Оценочная деятельность – коллективное обсуждение – обязательное завершение любых начинаний – непосредственный отбор и использование самого ценного в жизни коллектива.
Дискуссия велась поэтапно, сначала в малой группе (3-5 человек), потом позиции, выработанные в малой группе дискутировать классе. Ведущий в заключительной части дискуссии не должен окончательно утверждать правильность или ошибочность любого выбора участников (он не оказывается последним), он должен показать, что наличие разных мнений – отлично! Но он имеет право отстаивать свою точку зрения на правах участника, что выражает его крайнюю заинтересованность. 
Именно здесь. В оценочной деятельности вырабатываются, формируются ценностные ориентации коллектива и личности, уточняется нравственный образец поведения и взаимоотношений, складывается действенная адекватная самооценка.
Кроме важных больших дел , конечно была повседневная работа, и она тоже строилась по тем же принципам: микрогруппа, чередование поручений, сменность командиров.
Группы распределялись следующим образом: 

- Учебная группа- ребята этой группы, выставляли текущие оценки, работали с журналом, оказывали помощь в учебном процессе тем, кто в этом нуждается, придумывали какие-нибудь штуки, которые помогали в учёбе.
- Творческая группа организовывала выходы на концерты, в театры, в музеи и.т.п. и организовывала коллективные творческие дела, занималась летописью класса.
- Дежурная группа организовывала дежурства по классу, по школе, вела журнал посещаемости и.т.д.
- Спортивная группа несла ответственность за все спортивные мероприятия и за организацию и проведение различных спартакиад.
- Летописцы – какая у нас летопись!!!!!! Ах видели бы вы. Ведь её вели всем классом каждый вкладывал в неё своё!
 
Каждый месяц поручения менялись и командиры групп менялись, отчитываясь о своей работе перед группой и перед классом. Командира класса, как такового лидера у нас никогда не было. Так же у нас не было отношений, построенных на вертикальной лестнице, даже с классным руководителем. Его позиции я- «Рядом и чуть впереди». 
Она не показывала, КАК надо строить мир, а мы строили его, чтобы жить вместе. Потом на конкурсе «Учитель лучший России» представляла программу работы классного руководителя « От предложения каждого к общему делу». Цель программы - воспитание личности живущей в гармонии с окружающим миром и внутренним состоянием души, полезную обществу «Личность - часть и суть коллектива. Только при индивидуально-личностном подходе к формированию коллектива возможно говорить о положительных результатах. Это дает нам картину: « От Я к - Мы»
  Вот что думают по этому поводу мои одноклассники и предыдущие выпускники нашего классного руководителя (ведь и у них была именно такая система организации самоуправления. У них, как и у нас, было ДЕТСТВО!  

Горожанцев Сергей (студент 2-го курса МСИТ)- я считаю, что четко выраженного лидера у нас никогда не было, так как в нашем классе было достаточно разумных людей, чтобы никому не подражать, даже в библии сказано: «Не сотвори себе кумира". Другими словами, у нас в классе все были лидерами в чем-либо. Я считаю, что вопрос про успешность должен задаваться не мне. Мне всего 17 лет, и я многого еще добьюсь.» И тем не менее в свои 17 лет Сергей уже открывает свою фирму, у него уже свои визитки, своя программа деятельности! 

Иван Ещенко (ученик 11 «А», МОУ лицея № 48) : «Трудно сказать на счет лидера, ярко выраженного - не было, считаю, что были заводилы и организаторы, а так чтобы прям лидер, я думаю, нет». 
Белкина Анастасия (ученица 11 «А», МОУ лицея № 48): «Действительно, в нашем классе было равноправие, своеобразная демократия. Судьба преподнесла нам подарок, дав возможность учится у лучшего учителя Кубани. Ее стратегия сплотила из нас дружную команду, помогла реализовать себя как личность, опять же в равноправном обществе. Со временем мы совершенствовались каждый в своем деле. Через тернии - к звездам, так и мы идем к успеху, поддерживая друг друга
Гришина Анастасия () : «В моем понимании, успех-это состояние комфорта, в котором ты находишься, когда окружен людьми. Лидерство без успеха? Думаю, это вряд ли, поэтому скорее эти понятия являются причиной и следствием друг для друга, они идут под руку. Хотя успеха можно добиться и не обладая качествами лидера. Энштейн вряд ли мог вести за собой толпу, но успеха достиг. Удачи в начинаниях и успеха.»

Коренская Екатерина (ученица 11 «А», МОУ лицея № 48): «Я считаю, что в нашем классе абсолютного лидера не было. Наш класс делился на несколько групп по интересам. А в каждой группе был лидер. На мой взгляд, лидер должен быть. Так как это человек, который ведет за собой всех других людей, решает все споры, возникшие между участниками группы. На лидера возлагается большая ответственность. На лидера пытаются быть похожи остальные люди. Я не считаю себя абсолютным лидером. Но я считаю, что я один из сильных людей в коллективе. А вообще, я считаю, что каждый может стать лидером. Надо только постараться». 

Когда нас спрашивали: «Кто командир в классе или староста?» Мы просто пожимали плечами. Мы ВСЕ равны, мы ВСЕ лидеры.


   


Категория: Ученики пишут... | Добавил: Ursula (21.11.2009) | Автор: Королева Мария
Просмотров: 711 | Теги: лидерство, самоуправление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 432

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0