...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Среда, 20.09.2017, 08:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Общие статьи.

Секреты творчества

  
«С точки зрения PISA, Россия в современном стремительно меняющемся мире неконкурентоспособна. Школа и учителя ориентированы на эти задачи, но проблему развития учеников они не решают. Отсюда трудности использования знаний в незнакомых ситуациях, нетрадиционных форматах постановки проблем и задач» (из статьи в УГ)
Современные школьники не умеют применять знания в незнакомых ситуациях, не владеют навыками работы с информацией, не умеют получать из текстов из текстов необходимую информацию и ее интерпретировать? Те умения, которые оцениваются и считаются приоритетными в современном мире и экспертном сообществе, не формируются целенаправленно в российской школе? Почему? – естественный вопрос , который возникает у педагога, работающего в современной школе и который хочется обсудить с коллегами. 
До разговора со своими классными руководителями решила обсудить это с ребятами, «стоящими на пороге взрослой жизни». Конечно, никто из них не сформулировал проблему— «несформированности вовсе или ослабленности самостоятельности мышления». Они ведь «решают сложные стандартные по образцу и из школьного сборника», хоть и « теряются, если нужна самостоятельности мышления». 
Но они говорили о том, что в основном педагоги не принимают иное решение задач, не создают ситуацию, которая способствовала появлению этого своего мнения, не тратят время на выслушивание рассуждений. 
Суть высказываний ребят сводилась к тому, что авторитарный метод работы в традиционной парадигме образования крепок в российской школе. Это так. И многие педагоги стоят на этом и не собираются менять стиль своего преподавания. Но это вовсе не значит, что нет выхода.
Можно предложить педагогам во внеурочное время проводить занятия, которые способствуют развитию нестандартности мышления. Например, старые добрые «Защиты фантастических проектов» или составление творческих инструкций «Как стать креативным». 
Несколько примеров из различных источников и практических советов из личного опыта. 
Я пришла к ребятам с последним номером УГ, где вкладкой были задачи PISA, и положила на стол (ружьё, которое должно выстрелить). И начала разговор с определения слов и словосочетаний» «Творчество», «Креатив», «Секреты творчества» и т.д. 
Творчество –процесс человеческой деятельности. Процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового (материал из Википедии – свободной энциклопедии )
 Подбираем однокоренные слова: творение (произведение, результат творчества), творец (человек, который создает что-либо творчески), творить (творчески создавать), твориться (делаться, происходить, так обычно говорят о чем-нибудь странном, необычном). 
Потом вопрос: «А что думаете по этому поводу вы? О чем свидетельствует ваш практический опыт?». Я сторонник групповых форм работы, на этом этапе работы ответы вполне могут иметь индивидуальными.  
 Приведу несколько примеров ответов ребят :«творчество это, с одной стороны, некий субъект, готовый уже результат процесса: картина, скульптура, мелодия, статья в газету, сочинение. Галатея. А с другой стороны это процесс, как движение вперед по определенным законам» .  
 «Пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, ведь каждый понимает это по-своему. Для кого-то это единственная цель в жизни, счастье и смысл, для кого-то это лишь работа, а для кого-то просто временное увлечение. Творчество – это самовыражение. Конечно, можно творить не вкладывая душу, но такие произведения нельзя назвать уникальными, наполненными силой, духом и чувствами своего создателя. Творчество – это путь к духовному развитию, это возможность доказать свою уникальность, это шанс подарить людям нечто большее, чем просто вещь. Настоящее творчество всегда несет в себе идею. Идею, влекущую за собой выводы и новое творчество. Творчество –это медитация. К этому способны абсолютно все. Каждый, занимаясь любимым делом, увлекается так, что перестает замечать все вокруг. Это раскрытие потенциала силы человека, возможность наполниться энергией (аналог зарядки, только гораздо мощнее) и наполнить силой духа людей. 
«Первичное восприятие слова «творчество» - музыка, изобразительное искусство, скульптура. И кузнец, создающий мечи из булата или куя решетки из чугуна, выводя каждую завитушку, тоже творит. Творческий человек – человек умеющий передать свои чувства через свое дело, выразив в нем свое ощущение жизни. Творчество является широким понятием. Оно выражается от общения с друзьями, до создания скульптуры.» 
«Если у современного человека возможность полноценно творить и насколько это ему нужно? Тема творчества актуальна и в наши дни, как и во все времена, та к как любой человек ищет самореализации и использования и развития своего потенциала . Я считаю, что творчество пронизывает всю нашу деятельность и живет с нами всю жизнь. Потому что лично для меня творить, это не обязательно создавать картины, музыку, скульптуры, а скорее пытаться двигаться в соответствии со своими чувствами, развиваться, ведь даже в самой рутинной ситуации есть простор для творчества, каждый человек настолько уникален, что его выбор, если он осознан и гармоничен, уже возможность для создания чего то нового, своего, индивидуального. Мне кажется важно не стремиться быть не таким как все, креативными, а искать внутреннюю гармонию, согласия между чувствами и поступками. Но нашему обществу, вернее, нашему государству не нужны свободомыслящие, внутренне свободные люди, потому что серой толпой легче управлять. Потому что система направлена на то, чтобы превратить людей в серую массу. При постоянном перемешивании это возможно». 
«Как можно забыть о стандартах, когда точно знаешь реакцию других? Если ты творческий человек и хочешь выделяться необычно… То другие могут быть от этого просто в шоке. Если человек пишет стихи и выражает собственное мнение, то это не нравится окружающим. Если ты творец, то не надо копировать других, нужно искать в себе и извлекая пользу из ошибок и случайностей извлекать что-то новое». 
«Творчество – это дар. Дар, данный не каждому. Для того, чтобы творить, надо развивать в себе способности А как? Например, надо первую идее, которая пришла к тебе в голову аккуратненько сложить и выбросить в корзину, вторую выбросить вслед за ней, с третьей походить несколько часов, ч четвертой провести ночь и утром отправить в корзину, с пятой идеей позавтракать, и отправить её вслед за четырьмя предыдущими, а с шестой идеей отправиться к друзьям, и можно надеяться, что она будет интересной».
«Это ассиметричный, необычный подход к делу и создание нового.
«это когда в груди что-то наполняется. И распирает лёгкие, и хочется выдохнуть..

 «Я задумалась, а могу ли я назвать себя творческим человеком, творцом, испытывала ли я когда-нибудь это чувство? Когда человек творит, он забывает обо всем на свете. Перед ним стоит одна лишь толко цель – создать что-либо. Стоит отметить, что творческие люди наделены огромной фантазией и часто переступают через порог обыденности, тем самым заставляя общество говорить о себе. Результаты своего творчества человек любит и защищает как своего собственного ребенка.
«У каждого человека есть даже самое простое стремление сотворить что своё личное: родить детей, построить дом, вырастить дерево. Разве это не творчество?»
Условно первый этап можно назвать вступлением. Исходя из этой логики, следующий – основная часть – выработка собственной позиции на основании фактов, аргументов, примеров. Я подготовила материал к этому этапу. Часть из которого озвучила :
«Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал историю, об одном студенте, которому собирался поставить самую низкую оценку по физике, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Суть опыта сводилась к тому, что нужно было измерить высоту здания с помощью барометра, и студент предложил шесть разных способов, кроме общепринятого решения этой задачи. И на вопрос о о том, знал ли он этот способ, признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. 
 Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г. «Стать незаурядным несложно»- пишет автор, который был экспертом во время этого экзамена Роберт Кийосаки. И дает советы: «С чего же начать? Вот вам пять рекомендаций на этот счёт.
1. Копите непосредственный опыт. Станьте Шерлоком Холмсом в своей области. Даже в обществе признанных экспертов вы всё равно остаётесь хозяином личного опыта. Не стесняйтесь высказывать своё видение ситуации. 
2. Практикуйте дзен-принцип "сознание новичка". Люди, стремящиеся к познанию, способны запросто отказаться оттого, что они "знают" сейчас. Эти люди зачастую имеют солидное академическое образование и изрядный профессиональный опыт, однако им удаётся игнорировать стереотипы и избегать предвзятых взглядов. Они уверены в своём знании, но всегда готовы подвергнуть его проверке на адекватность, если оно не согласовывается с новыми данными.
3. Заведите себе "бумажник идей" - это позволит сохранять мгновенные озарения.
4. Станьте энергичным искателем и практикуйте непрерывное взаимообогащение идей.
Одинаково цените как процесс обучения, так и процесс взаимодействия, что позволит вам превратиться в проводника свежих идей.

5. Освойте искусство повествования историй, позволяющее связать всё воедино. Разного рода истории апеллируют к эмоциям и повествуют обо всём на свете. 
Итак, задайтесь поистине важной целью и придерживайтесь пути, ведущего к ней: отвергните рутину и набросайте собственный замечательный путь, отмеченный как вдохновением, так и тесным взаимодействием, что и позволит вам добиться появления отличий. Полагайтесь на нестандартное мышление.»
«Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Много лет назад в истории психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 
подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 
Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 
Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи. 
Проверка: Испытание и/или реализация решения.
Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. 
Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо. 
Часть раздала напечатанным для ознакомления, назвав их «Законы творчества»: «Рассмотрим «законы», по которым происходит вот этот самый процесс, не изведанный, не изученный, не поддающийся никаким законам (парадокс). Итак,рецепт творчества от Брайена Ино. 
1. Забыть о стандартах. 
2. Извлекать пользу из случайностей и ошибок. 
3. Мыслить диаграммой. 
4. Не пугаться сложности и технологий. Технологии придуманы для того, чтобы их использовали, вот и все. Не стремитесь к техническим подвигам. Важны только эмоции. 
5. Оставаться в рамках искусства для людей. Если ты не нравишься и не понятен широкой публике, это твоя ошибка. Ответная реакция широкой публики - самый лучший стимул. Глас вопиющего в пустыне бесполезен. 
6. Верить в то, что искусство влияет на реальную жизнь. Искусство - это способ понять, как устроен мир и как устроены мы сами. 
7. Убеждать не агрессивно, а обольстительно. Одна из функций искусства - показывать желанный мир. Видя благополучие и красоту, понимаешь несовершенства реальной жизни. И, естественно, думаешь о том, как устранить препятствия, отделяющие нас от мечты. 
8. Сколотить костяк из людей, понимающих ваши устремления и действующих точно так же. Во время бесед с ними вам в голову придут идеи, которые не посетили бы вас, останься вы в одиночестве. 
9. Сохраняйте в себе свою культуру. И создавайте гибриды с чужими культурами. 
На этом этапе работы, на мой взгляд, работа должна быть в малых группах по принципу «От предложения каждого к общему делу» . Каждой группе предлагается написать свои законы творчества и через время представить на обсуждение классу, аргументируя при выступлении свою позицию примерами из личного и читательского опыта.
Говорить о том, насколько интересным было обсуждение не стану. Скажу лишь, что одна из групп привела в пример нашумевший фильм «Миллионер из трущоб», где по мнению ребят, ярко и доказательно прозвучала мысль о том, что знания, приобретенные в результате эмоциональных переживаний и практического опыта бесценны. А одна из групп признала, что «Рецепт творчества» от Брайана Ино и рекомендации Роберта Кийосаки интересны и полезны и предположила: если построить нашу педагогическую систему на этих принципах, то через время можно ожидать появления креативных и интересных людей. По счастливой случайности на обсуждении присутствовала директор школы Рубец В.Н., она задала вопрос: «А какими качествами должен, по вашему мнению, обладать педагог, чтобы его ученики показали высокие результаты на международных исследованиях PISA?» . Не долго думая, ребята сказали, на мой взгляд, главное: «Самому уметь нестандартно мыслить, уважать учеников, не просто прислушиваться к их мнению, а считать , что их мнение тоже может быть верным и создавать что-то новое вместе с учениками» 
Вот и получился такой короткий рецепт от 10 «В» МОУ лицея № 48 города Краснодара. А в качестве домашнего задания ребята получили тексты – PISA… от УГ…




Категория: Общие статьи. | Добавил: Ursula (22.11.2009) | Автор: Ковтун Галина
Просмотров: 510 | Теги: нестандартность, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 427

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0