Класс: 9 класс
Учитель: Ковтун Галина Владимировна
Программа и планирование составлено на основе, учебного плана, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку».
Учебник: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией М.М. Разумовской
Дополнительная литература:
• Методические рекомендации «Русский язык 8 класс»
Вид мероприятия:
Урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования.
Участники: учащиеся 9 класса общеобразовательной школы
Время: 40 минут
Атрибуты урока:
• Опорные схемы-конспекты урока
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
Цели:
Образовательные:
формируется общее представ¬ление о бессоюзном сложном предложении , учащиеся убеждаются, как зыбки значения между частями бессоюзного сложного предложения, какую большую роль в их произношении играет интонация, как важны для передачи смысла знаки препинания, затем говорится о главенствующей роли семантики и на примерах демонстрируются основные значения, передаваемые бессоюзными предложениями.
Развивающие:
1. Развивать умение пользоваться языком общения (коммуникативную компетенцию учащихся).
2. Развивать логическое мышление, навыки самоконтроля, необходимого на этапе совершенствования речи.
Воспитывающие:
1. Формировать морально - нравственную позицию учащихся, чуткость, чувство принадлежности и единения со своей Родиной.
Задачи урока:
Педагогическая:
• дать понятие бессоюзного сложного предложения, познакомить с образцами этого предло¬жения, научить ребят применять знания на практике
• через содержание, а это прежде всего текст на морально-нравственную тему текст, репродуктивные методы обучения, через эмоциональность искренность самого учителя воспитывать нравственную личность
• Развивать креативные спосбности – творчески создавать, раскрывая свою душу, облекая в одежды из слов свои чувства.
Цели учителя не предъявлялись ученикам, но сделано было все, чтобы они были достигнуты;
Цели развития образовательного процесса
диагностические в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.
познавательные основная цель урока – познать, что цельность высказывания БСП держится на интонации, а в письменной форме речи — на знаках препинания, многообразие пунктуационных знаков определяется многообразием смысловых отношений между частями предложения применить знания на практике.
исследовательские цели развития образовательного процесса достигаются на этапе работы детей с текстом. Для этого используется прием, широко представлен¬ный в лингвистических работах: одно и то же предло¬жение произносится с разной интонацией, отражаю¬щей разные значения и, как следствие, постановку различных знаков препинания..
Цели саморазвития учителя
В силу того, что свобода и демократические ценности для меня это субьект-субьектные отношения с ребенком, т.е не движение сверху вниз от учителя к ученику, предавая знания. Это движение вместе снизу вверх рядом и чуть впереди. Именно поэтому на этом как, впрочем, и на других уроках стоит цель профессионального и личностного саморазвития учителя. Вместе с ребятами создать текст, написать вступление, в которомо как в капле дождя отразится моя личность и профессионализм.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В целом тема раскрывается следующим образом. Вначале у учащихся формируется общее представ¬ление о бессоюзном сложном предложении Девятиклассники, знакомясь с образцами этого предложения, убеждаются, что между его частями нет союзов; цельность высказывания держится на интонации, а в письменной форме речи — на знаках препи¬нания, которые очень разнообразны: и запятая, и точ¬ка с запятой, и тире, и двоеточие.
Многообразие пунктуационных знаков определяется многообразием смысловых отношений между частями предложения. Для доказательства этого утверждения используется прием, широко представлен¬ный в лингвистических работах: одно и то же предложение произносится с разной интонацией, отражающей разные значения и, как следствие, постановку различных знаков препинания.
Например: Солнце зашло за тучу \\ сразу стало прохладно. Спокойная интонация может отразить значение перечисления: Солнце зашло за тучу, сразу стало прохладно. Но предложение можно прочитать и со значением причины (Солнце зашло за тучу: сразу стало прохладно), и со значением следствия (Солнце зашло за тучу — сразу стало прохладно).
Учащиеся убеждаются, как зыбки значения между частями бессоюзного сложного предложения, какую большую роль в их произношении играет интонация, как важны для передачи смысла знаки препинания. Затем говорится о главенствующей роли семантики и на примерах демонстрируются основные значения, передаваемые бессоюзными предложениями.
Учащиеся знакомятся с тремя группами значений бессоюзных сложных предложений (и с соответствующими для каждой группы знаками препинания).