...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 21.09.2017, 18:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Воспитание

Возможности школы в духовно-нравственном воспитании школьников

Очень важно - это профессионализм учителя, его профессиональная компетентность в самом широком смысле этого слова. и, собственно, глубокое знание своего предмета, понимание смежных областей, умение повышать квалификацию, готовность к дистанционному обучению, владение методиками и т.д. это знание и понимание возрастной психологии. Причём не на уровне теоретических положений, изученных 10-20 лет назад, а в нашем мире - мобильных телефонов, мгновенной связи, молодежных субкультур и прочего. 

Но одних знаний мало. Учитель новой школы должен понимать, что не знания в жизни самое главное, что вузоцентристская модель образования совсем не единственная, и, как говорит министр образования РФ, А. Фурсенко, в настоящее время неактуальная. Даниил Гранин во всех своих выступлениях перед учителями обязательно говорит: «Человек должен быть порядочным, а в школе нравственность должна стоять на первом месте». 

Учитель новой школы должен быть лоялен к инновациям. Именно эту мысль подчеркнул зам. министра образования И.Калина, выступая перед участниками конкурса «Учитель года России – 2009», к инновациям в самом широком смысле этого слова. Начиная с малого - новых моделей аттестации учащихся и заканчивая новыми системами оплаты труда, введению в школы основ духовной культуры.

Итак, духовность, лояльность к инновациям и нравственность. Воспитывая в себе эти качества, мы вырастим в себе учителя новой школы. Без этих качеств не мыслим учитель и не мыслима школа. 
По данным Института социально-политических исследований РАН, ценностные ориентации школьников все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой, одновременно снижается интеллектуальный потенциал старшеклассников. Опасность представляют завышенные ожидания и самооценки старшеклассников
Сегодня разговор пойдет о нравственном и духовном воспитании школьников, о милосердии. 
Цель нравственного воспитания личности – создание деятельной личности в идеалах истины, добра и красоты с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему негативному, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, личность честную, отзывчивую на всё доброе и хорошее.


От чего одни дети и подростки, имея свободу, раскованы, а другие распущены?
« Разница в том, как пришла свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена. А та, что добыта собственным усилием. Ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы» - пишет в своей необычной книге о воспитании «Педагогика для всех» Симон Соловейчик. 
О чего одни дети и подростки, дарят праздник малышами-даунам, детям-инвалидам, а другие избивают до смерти женщину-дауна просто за то, что она не такая как все?
Разница в том, как воспитывалось сердце. К милосердию не могут привести только этические диалоги на классных часах и разговоры с родителями о нравственных поступках. Только тогда с детьми и подростками можно говорить о милосердии, когда они уже совершили собственное действие по воспитанию своего сердца. 
Адреса заботы? Дела? Дом малютки, отделение городской больницы для брошенных детей, детский дома, дом престарелых – места особой Заботы. Кому нужна помощь? Помощь нужна родителям в воспитании младших братьев и сестёр, нужен уход за больными, престарелыми. Помощь нужна участникам ВОВ, фронта и тыла; участникам войны в Афганистане, Чеченской республики. уход и благоустройство памятников, братских могил. Тимуровская забота об учителях-ветеранах войны, поиск учителей и вожатых военных лет. Совместные творческие дела с воспитанниками школ-интернатов, детских домов. Сбор лекарственных трав, ягод для больниц и аптек, охрана родников, муравьёв, растений, животных, занесённых в Красную книгу. Работа по месту жительства в микрорайоне школ, создание столовых для птиц, «книжкиных больниц», ремонт парт и столов, проведение своих разведок, операций. Участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь сверстникам в зонах чрезвычайных ситуаций.
Вот статья в школьной газете «Твой Дневник» Логвиненко Анастасии 11 «В» класс: 
«Милосердие - это сострадание. Это бескорыстная и искренняя помощь нуждающимся. Милосердие может проявляться как в оказании материальной помощи, так и моральной… Можете ли вы назвать себя милосердным? Могли бы вы отдать последние 10 рублей бабушке, сидящей на улице? Могли бы вы подобрать котёнка из какой-нибудь подворотни? Могли бы вы пожертвовать собственным временем и провести целый день с безнадёжно больным ребёнком? Что бы просто поиграть с ним, подарить веру и память? Дорогие мои, далеко не каждый смог бы сделать подобную вещь… Большинство людей выбрали себе роль «проходящих мимо». Видят, и ничего не делают, либо стараются просто не замечать.
Недавно мы стояли на улице и в рамках акции «поможем детям вместе» собирали деньги для детей с онкологическими заболеваниями. Деньги были направлены в детские дома и больницы на операции тяжело больным. Господи! Сколько увидела я безразличных людей…Больше половины как только видели нашу прозрачно- красную коробочку с деньгами ускоряли шаг, кто-то одевал очки и отворачивался, стараясь сделать вид, что рассматривает что то на другой стороне улицы. Были такие, которые шли тихим , церемониальным шагом, а как только видели нас с улыбкой говорили «Нет, извините, мы жутко торопимся». Как же это отвратительно со стороны. Однако!
 Как же хорошо, что во всём этом отвратительном ощущении появилось «однако» . Некоторые люди подходили, спрашивали, «Что такое?, А кому?, Детям?»,и тут же с какими то по- детски довольными глазами доставали деньги и опускали в эту спасительную коробочку. Говоря, «Ну детям-то нужнее, им не жалко, хоть какая-то, но помощь». Как приятно было смотреть на этих людей. Кто-то шёл, брал зарплату в банкомате, и возвращался со своим небольшим, но значимым вкладом. Один мужчина долго спрашивал, что это за акция, уточнял, и в конце концов как-то тихо и незаметно положил л в коробочку 500р. Он пожертвовал это для детей. Для их будущего. Для их здоровья. Для того, что бы они как и все мы имели возможность жить, радоваться жизни, солнцу, цветам, первой любви, друзьям,. .Каждый из этих детей имеет право на жизнь! Так неужели вам сложно помочь хоть крошечкой? Что для вас значат эти 10 рублей? Да ровным счётом ничего, один раз проехать в трамвае, и всё. А вот пока мы вчера стояли там 2,5 часа мы поняли, что для детей этот каждый кусочек будет иметь значение, потому что из таких кирпичиков и строится их будущее.
Но не каждому дано иметь такую любовь в сердце. Вот проблема нынешних людей. Можно же это развить. Нельзя же быть бесчувственным .Но конечно же это и выбор каждого. Вот одну девушку мама протащила почти квартал, в конце концов дочь вырвалась, принесла деньги, и положила всё в ту же коробочку. Представляете, какая воля у человека? Кто-то из великих сказал, что к милосердию способен лишь мужественный человек. Так оно и оказалось.
Волонтёрство, это то, чем мы вчера занимались, для тех, кто не знает, это вид бескорыстной помощи людям. А награда за это - благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь. Наконец я смогла почувствовать себя этим человеком, и была удовлетворена нашей работой. Я рада, что мы смогли оказать и сами хоть какую-то но помощь детям.»
В больших городах уходят в прошлое старые добрые традиции проведения школьных новогодних праздников. Педагогическое руководство города настоятельно рекомендует, а администрация школ и классные руководители старательно исполняют рекомендации. Любительские школьные спектакли с удовольствием меняют на профессиональные: ведь так много театров, творческих объединений. филармония, цирк, развлекательные центры, ледовые шоу. Профессионально. Не опасно. Легко. Ни репетиций тебе целый месяц.Ни нарушения учебного процесса в конце четверти. Ни трудоёмких декораций. Ни украшений актового зала, ни дежурств на мероприятиях. В конце декабря на городском совещании у директоров школ спросили: «У кого в школе у всех детей с первого по одиннадцатый есть «ёлки»?. Одна рука. А ведь в этой школе малюсенький актовый зал и 1302 учащихся. Значит «ёлок» очень много. 
Накануне Нового создаётся инициативная группа. Желающих так много, что мы вынуждены проводить отбор. Кастинг просто какой-то. Создается сценарий: иногда что-то из интернета, иногда из журналов, кто сам пишет, кто модифицирует. Некоторые сюжеты и герои придумываются уже в процессе репетиций. Родители принимают самое активное участие: придумывают и шьют костюмы. Красная шапочка мне в этом году призналась, что открыла в своей маме необычный талант: оказывается мама много лет пела в кубанском казачьем хоре и умеет моделировать, кроить и шить ( и за ночь костюм был готов, да ещё какой!). А другая мама всем 7 волкам сшила такие хвостища!!! А машина? Сколько любви и фантазии в создании шедевра – машины сыщика!
 А что говорят сами участники? 
Корних Влад , 11 «В» – Дед Мороз
«Что лично мне даёт мне участие в новогоднем представлении для детей нашего лицея? Радость, позитив, новые эмоции, яркие впечатления! Мне очень приятно принимать участие в этом мероприятии, ведь учебный процесс очень и очень утомляет. А если прибавить к этому регулярные занятия спортом, то приходится очень нелегко…
Казалось бы, что может дать мне регулярные репетиции? Ведь на это уходит так много времени и сил…так вот…всё дело в том, что во время актёрской игры человек живёт другой жизнью…жизнью того героя, которого он в себе несёт…и это доставляет актёру колоссальное удовольствие…идёт очень большой выплеск накопившихся эмоций…Это похоже на экстремальный вид спорта…только вместо адреналина-чувства…думаю, каждый испытывал хоть раз подобное…Говорят, что в жизни нужно уметь получать «правильное» удовольствие…так вот игра на сцене это оно «правильное удовольствие». 
Хотелось бы сказать…что лично я, на самом деле, не обладаю каким-либо актёрским мастерством я просто живу, так же как и все…но к сцене меня тянет…попробуйте и вы…каждый может найти в этом что-то своё и это здорово».
Алина Курбатова 10 «Б» 
«с 23 декабря у нас в школе были утренники, я в них тоже участвовала. Было несколько сценариев, в первом я была нечистой силой (но дети почему то меня не боялись))) а во втором - стилистом. Мне очень понравились эти роли, но хотелось, чтобы роли были побольше.
Также мы проводили парздник в 21 школе, все артисты очень расчувствовались и многие даже плакали. Но на сцене все держали себя в руках, улыбались, танцевали и играли с детьми. У всех остались только самые лучшие впечатления от этой недели беспрерывных концертов, и у меня в том числе. Создается ощущение, что ты помогаешь детям, они верят в сказку, которую ты создаешь вокруг них. Я очень хочу и в следующем году участвовать в таком же новогоднем празднике!»

Митрофанов Иван, 11 «В»
«Как вы думаете, почему я захотел участвовать в новогоднем представлении? Ведь, 11 класс, самый ответственный, экзамены на носу, нужно готовиться, оценки выставляют. Да, наверное, потому что это здорово, весело. Очень много общения с разными, новыми, интересными людьми. Так же это некий жизненный опыт. Жаль, что длится все это не долго. А самое приятное во всем этом, когда видишь улыбки на лицах детей и только ради этого стоит приходить сюда снова и снова, дарить детям эту сказку.
 В этом году все организованно было лучше, особенно понравилось разделение сценариев. Для детей у нас один сценарий, для более старших школяров другой. А то в прошлом году было не актуально показывать 8-9 классам детские утренники. Но, очень бы хотелось, чтобы к актерам, было проявлено больше уважения со стороны учителей школы, ведь мы не ищем выгоды, никаких плюсов от участия нам нет, наоборот, мы тратим свои деньги на костюмы, тратим свое время на украшение зала и т.п.
 Лично я, всем ребятам советую не стесняться, пробовать себя в различных ролях, участвовать во всем этом, могу вам со 100% уверенностью сказать, что вы ни о чем не пожалеете»
Аня Нелюбина 8 "Б"
«В этом году я участвовала в елке 1-4 классы и 5-11 это было очень интересно. 
Репетиции наши очень сблизили, некоторых помирили и познакомили с осень разными и хорошими людьми
В елке 1-4 классы я была подружкой-веселушкой, это было здорово, нас было 6 девчонок.
Танец мы учили очень смешно, после того как мы выучили, его знали уже все герои и помогали нам.
Выступления были очень яркие, детишкам очень понравилось и родителям тоже. 
У нас еще был второй сценарий на 5-11 классы. в этом спектакле я была Кукуней (Клювастой) после этого меня многие начали так называть в школе. Мне это нравится. Роль Кукуньи была тоже очень веселой. Когда мы показывали 9-11 классам, у них были такие милые личики, они так внимательно слушали, как детки 1 класса. За этим было смешно наблюдать, но очень приятно, скажу я вам. 
Я обязательно буду участвовать в следующим году. У нас все герои самые лучшие.»

Калинкина Диана, 11 «В»
«Новый год –это возможность перевернуть еще одну страницу в книге жизни, это вера в перемены, в то, что жизнь будет лучше. Следующий год будет для меня неимоверно сложным и насыщенным событиями, так как я заканчиваю школу. Тяжело это будет, ведь за 11 лет учебы в 48 лицее он стал для меня вторым домом, в котором тебе подскажут, научат, помогут.
Как и во всех других школах, в нашем лицее есть свои традиции. Одна из них – дарить детям счастье! А именно, на каждый праздник старшеклассники устраивают небольшие представления подрастающему поколению! Но самое захватывающее (лично для меня) – это участие в новогодней сказке. Наверно, именно в новогоднем представлении можно почувствовать себя настоящим актером…Но это не главное!!!Главное то, что ты видишь, как сияют глаза детей, как они улыбаются и смотрят на тебя с искренней радостью!!! И вот именно в этот момент ты понимаешь, что все твои недоученные уроки или несданные вовремя предметы , головные боли, многочасовые репетиции и т.д. отходят на задний план. И, когда ты понимаешь, что даришь детям радость и счастье, наступает момент эйфории!!!!!! И ты забываешь обо всем, отключается мозг и ты начинаешь жить только сердцем и отдавать другим частичку его тепла!
Вардан Гаямян 3"б"класс
Суперпраздник-Новый Год!
Для всех новый год -это семейный праздник.Так и мы большой , дружной , школьной семьей отметили наступивший год тигра. Веселые получились у нас представления.Зажигали мы на елке по полной программе. Хитом был Волк с его бандой серых, Баба Яга с нечистью, и кот с душевной песней покорил всех. Ну, а сырник, ах, нет, простите, сыщик со своей машиной марки "лексус" рассмешил всех до слез.
Под заводной танец Красной шапочки двигались все...И,конечно, главный персонаж на елке: Дед Мороз и Снегурка! Они сначала пришли опечаленные, потому что по словам Деда Мороза, дети в прошлом году баловались петардами и бенгальскими огнями. Но потом все дети «исправились» и сказка пошла своим чередом. 
Завершением стала дискотека. Вот так мы провели год быка и встретили год полосатого тигра.
А еще наше выступление ждали в коррекционной школе 21.Нам удалось подарить детям волшебную сказку, погрузить их в мир сказочных героев. Очень трогательным моментом стало дефиле перед Дед Морозом.
Каждый хотел показать свои наряды и попросить у Дед Мороза свое заветное желание. Мы были рады, что смогли подарить детям праздник.
А устраивать новогоднее представление в нашем лицее стала уже своего рода традицией и мы ею очень дорожим.»

Много лет подряд в специализированной школе для детей-инвалидов города Краснодара ребята из лицея проводят к новому году праздники. В этом году в празднике участвовало 44 «артиста» из лицея и более ста ребят-инвалидов. Представление со сказочными героями, дефиле костюмов, современная музыка, дискотека – всё по-праздничному.
44 «артиста» - это разновозрастная (от 2 класса до 11 –го включительно) инициативная группа. Мне казалось, что с ребятами своими мне удалось договориться: уговор – детей не разглядывать, не жалеть, чтоб на глазах никаких слёз. 
В этом году Дед Мороз - Влад Корних (завсегдатай ночных клубов, весь такой красивый, спортивный, экстремальный, модный юноша). В финале праздника перед хороводами и «дискотекой» сел на стул в ожидании парада костюмов. А одна маленькая девочка, видно, не поняла, что такое дефиле, вырвалась из рук Красной шапочки и побежала к Деду Морозу, забралась на колени, обняла его, прижалась и… сквозь слёзы как сквозь увеличительное стекло всё видится другим: по-другому я смотрела на Влада своего. Он перестал для меня быть гламурным и мажорным, он открылся Дедом Морозом с большим сердцем, обнимающим ребенка. 
Некоторых ребятишек во время хороводов приходилось полуносить на руках, своими руками их рук класть на плечи соседу. Я видела как мужественно вели себя мои старшеклассники. Некоторые иногда отворачивались и быстро стряхивали слёзы, чтоб никто не видел. Некоторые плакали потом по дороге домой. Но шли все молча. Ничего не обсуждали.  
И только через два дня, когда провели последнюю «ёлку» (а всего у артистов их было 17) для учителей у нас был откровенный разговор и подведение итогов. 
Мы говорили о том, что видеть таких детей в трамваях и троллейбусах – одно. А всех вместе увидеть это совсем другое. Эта специализированная школа всего в 10 минутах ходьбы от нашей школы. Ребята задавали мне вопросы: «Почему эти дети такие? Почему они учатся отдельно от нас как изгои общества? Бывают ли у них праздники ещё?»
 К этим нашим делам неоднозначное отношение у учителей. Одна учительница ребятам сказала, что если вы будете пить и курить, то и у вас такие же родятся. Другая – что государство специально их удаляет от общества и делает правильно, потому что нечего пугать нормальных детей. Это неправда! Бывают родовые травмы. Обстоятельства. Наследственность. И у многих из этих ребят замечательные родители. Зачем же говорить об этих людях так плохо? Не согласна я с тем, что эти дети должны дружить только с себе подобными. 
Не знаю, кому именно эти встречи накануне Нового года и Рождества принесли больше ребятам, которые были на празднике гостями, или мне самой? И сравнивать не хочу. Для молодых сердец – это возможность его наполнить светом и добром. А для меня - это защита от профессионального выгорания. Как только перестало сердце гореть, так и не учитель ты вовсе, так, урокодатель какой-то. Тогда не жизнь у учителя, а трудодни. 

2010 год – год Учителя. Конечно, мне хотелось бы, чтобы в этот год чествовали тех, кто этого достоин, издавались книги о лучших учителях современности и прошлого. Чтобы все санатории и другие оздоровительные центры были заполнены счастливыми учителями. Чтобы все туры: «каникулы в италии», «каникулы в европе», «вокруг света» - были выкуплены профсоюзами для учителей. Чтобы портреты любимых учителей размещались на рекламных щитах и растяжках в городах. Но… вместе с тем мне хотелось бы всем моим коллегам пожелать делать всё, для того, чтобы внутри каждого горел огонь, чтобы ребятам рядом с нами было тепло. И пусть в год Учителя он будет особенным ))


Категория: Воспитание | Добавил: Ptica-galka (26.01.2010) | Автор: Ковтун Галина
Просмотров: 716 | Теги: духовно-нравственное воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 427

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0