...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 23.11.2017, 04:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Воспитание

Социализация или индивидуализация?

Мы смотрели на лицо Ильи Ковальчука, покрасневшее и в слезах - лицо молодого человека, кричащего в телевизионную камеру про то, что русские не сдаются и размышляли об условиях, которые позволяют достичь успеха.

Для нашей страны  победа молодежной сборной России по хоккею в Квебеке приобрела особый смысл. Сборная СССР выигрывала чемпионат мира по хоккею 22 раза, но российская сборная побеждала в мировом первенстве только в 1993 году 15 лет назад.

"Эта победа важна не только для любителей хоккея в России, но и для всей страны в целом", - говорится в поздравлении Путина. Глава государства Медведев увязал успех хоккеистов с "успешным развитием страны в последнее время". А легендарный советский хоккеист, двукратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира Борис Михайлов назвал великой победу российской сборной на чемпионате мира в Канаде"Это великая победа. Вся страна смотрела этот матч и переживала за нашу сборную," - сказал Михайлов.

По словам Михайлова, провальный первый тайм для российской команды, закончившийся со счетом 1:3, был обусловлен несколькими причинами по  предположениям экспертов: излишним волнением, результатом несогласованности нападающего с защитником, игры втроем против пятерых. Но третий период, в котором россияне смогли полностью переломить ход встречи и, забросив два гола, сравнять счет, показал истинную силу российской команды. 

Ковальчук, Михайлов,  Набоков – сами по себе сильные и талантливые, без их профессионализма не возможна была бы эта победа, но  мнению экспертов, на путь российской сборной к историческому финалу был непростым, однако при этом огромное значение имела сыгранность команды, которая улучшалась от матча к матчу. "Здесь нельзя выделить что-то одно - физическое ли состояние, психологию или настрой. В таких матчах все это связывается воедино, " - отметил Михайлов.


Генеральный директор РБС-Человеческие ресурсы КСЕНИЯ СУХОТИНА говорит: «Умение работать в команде — одна из существенных составляющих конкурентоспособности бизнеса. Концепция team-spirit (командный дух) и team-building (создание команды) получили распространение и начали активно применяться менеджерами еще в 50- е годы XX века в Америке и странах Западной Европы. Но, в российской практике командной работы  существует серьезная проблема: несмотря на популярность всем известных методик формирования команды, мало кто может похвастаться своими фактическими успехами в этом направлении».

Некому похвастаться в этом направлении?

Есть кому похвастаться. И не только Илье Ковальчуку. Но и нам есть чем. :-)


Благодаря переориентации общества на человеческий фактор в изменяющейся России самой актуальной была проблема становления личностной позиции человека, в частности в подростковом возрасте. Позитивные социокультурные явления открыли широкие перспективы для свободного жизненного  самоопределения личности в социуме. Многие педагогические коллективы работали над темой "Личностно-ориентированное образование" "Индивидуализация ..." и т. д.

В то же время, растущий человек вынужден решать «вечные» вопросы, связанные со способностью  к сотрудничеству,  быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; умения работать в команде как одной их значимых компетенций современного выпускника, существенная составляющая успешности (конкурсентноспособности)  человека в конкурентоспособном мире.

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблемкогда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своего образовательного центра, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования; постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Мои небольшие исследования только на примере бизнеса в городе Краснодаре показали, что современные крупные компании столкнулись с проблемой неумения работать в команде. Современные молодые люди "перетягивают одеяло на себя", отбирая работу у других. Каждый старается продемонстрировать своё "Я", проявить все свои качества и способности, не считаясь с мнением и способностями других людей. Уровень командного духа, сплоченности в команде на таком низком уровне, что это мешает достичь высоких результатов фирмы в целом.

Проблема важная, серьезная и актуальная на данном этапе развития общества и образования. Перед нами стоит задача - найти такие педагогические условия, при которых станет возможным соотнести и гармонизировать понятия "индивидуализация" и "социализация".

В соответствии с обозначенными в нормативно-правовых - документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральная целевая программа развития образования», национальный проект «Образование для всех»,  Федеральные государственные образовательные стандарты для основной школы (ФГОСи др.), которые направлены на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Одной из основных целей ФГОС определяет приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания.

Стандарт направлен на обеспечение в том числе - формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитания  и социализации обучающихся условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

способствовать успешной социализации растущего человека, формированию таких его личностных качеств, которые повышают вероятность осмысленного выбора жизненного пути, осознания своего места в обществе и жизни. С особой остротой в современной образовательной практике выдвигается задача определения и реализации психолого-педагогических условий формирования жизненной позиции подростка, — как устойчивой системы отношений к различным сторонами  социальной действительности, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.

6 января 2010 года мы провели один из практико-ориентированных обучающих семинаров для учащихся и педагогов лицея. В ходе которого были организованы различные виды деятельности, способствующие командообразованию, повышению сплоченности, и в тоже время позволяли проявлять свою индивидуальность. Результаты фиксировались в опросах и анкетах.

Несколько слов о средствах реализации задуманного.
1.Постановка цели . Предварительный разговор с участниками


  • Cначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо.
  • Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть составить план по достижению мечты - цель
  • Прописываются мелкие шаги (задачи).

 

Мечта – это простое желание.

Цель – это уже руководство к действию, предвосхищаемый в сознании результат деятельности. Причем данное руководство содержит описанные средства, необходимые для достижения представляемого желания. Для цели обязательно наличие сроков и ресурсов, необходимых для достижения данной цели.

 

·         Чтобы достичь цель, ее нужно сформулировать и принять.

·         Ваши цели должны быть реальны и достижимы в тот срок, который вы установили.

Неправильная постановка цели:

·         Завтра я найду на улице 1 000 000 $

Правильная постановка цели:

·         За месяц я подниму свой доход на 30% за счет рекламы моего магазина.

·          

1.      Правильно формулируем цели.

2.      Глобальные цели разбиваем на более мелкие

3.      Ограничиваем цели по времени.

4.      Фиксируем все цели на бумаге.

5.      Ежедневно анализируем цели и корректируем по необходимости.

 

·         Общие цели или еще их называют глобальные цели (от 15 до 20 лет).

·         Глобальные цели в свою очередь делятся на промежуточные цели или долгосрочные цели (от 3 года до 5 лет).

·         Долгосрочные цели делятся на краткосрочные цели (от 3 недель до 1 года).

·         А вот уже краткосрочные цели, делятся на задачи (от 1 часа до 3 дней).

·         Задачи разбиваются на шаги.

 

Веревочный курс - активный тренинг, длительностью от одного до четырех дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействиякомандообразование. В качестве снаряжения для проведения Веревочного Курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. Также используется как один из элементов тренингов личностного роста.

Веревочный курс — это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Эта программа разработана американской фирмой Barron Adventures. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе", ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса" — командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

§  выработку стратегии группой; §  творческий подход; §  самовыражение; 

§  результативное лидерство; §  уверенность в себе; §  решение проблем;

§  преодоление себя.
В этот день мы использовали 5 заданий:

Плетение каната - галерея, Перевернутый плот 17 кабинет, Гусеница – 4 этаж, 

Одной цепью – 21 кабинет, Пойми меня – 15 кабинет


Упражнение Джеффа всегда проводится на большую аудиторию. Участвуя в упражнении, 

ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое 

мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводятся в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.

    Подготовка: Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: "ДА", "МОЖЕТ БЫТЬ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре. Ведущего располагаются в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. После заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.

Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку.

     Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, 

критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

                        Вопросы

1.      Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные

   права?

3.      Имеют ли твои родители национальные и расовые предрассудки?

4.      Верите ли вы в любовь с первого взгляда? 

6.      Считаете ли вы, что мужской пол - сильный пол?

7.      Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?

8.      Согласны ли вы с пословицей: "Один в поле не воин"?

 

После этого  ведущий

задавал в зал вопросы, которые позволили  проанализировать происходящее.

                        Вопросы к анализу:                       

1.      Понравилось или нет, если да, то почему? Было ли интересно?

2.      Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

3.      Что чувствовали, стоящие по одному, по трое почти против всех

      остальных?

5.      Почему продолжали отвечать, а не ушли?

Категория: Воспитание | Добавил: Ptica-galka (08.01.2011) | Автор: Ковтун Галина
Просмотров: 752 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 432

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0