...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 28.03.2024, 12:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Воспитание

Разговор о толерантности

Все современные словари   однозначно указывают прямое толкование (перевод) слова толерантность  как терпимость. Английское слово tolerance происходит от латинского глагола tolerare, совпадающего по значению с русским словом «терпеть» («не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»). В русском языке существительным, соответствующим по смыслу слову «терпеть», является «терпение».

Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно, и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Понятие и идея толерантности не признаются многими общественными организациями и деятелями. В частности, среди постоянных критиков — священники православной церкви.

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «Заимствованный у Запада термин „толерантность" имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина). . В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.  По мнению писательницы Людмилы Улицкой: «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома». 

 

 

Именно поэтому работа в школе на территории Кубани, где проживает столько  разных национальностей, эта работа имеет сложную специфику. Сегодня мы представляем опыт участия в тематическом дне «Единство народов России» в городе Санкт-Петербурге, где делегации представителей  МОУ лицея № 48 ШУС   в количестве 8 человек.

Методику проведения самого дела в качестве алгоритма, мы  озвучим после выступления Савиновой Елены, которая является одним из Лидеров нашего ученического самоуправления. А пока посмотрим на это событие глазами наших детей. Слово представляется Савиновой Елене.

«Наступил новый день, а, следовательно, и новые увлекательные задания. 2-ой день был назван «Днём народов России». Это было 4 ноября и это был День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается начиная с 2005 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты"».

 День трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

Об этом мы говорили предварительно вечером внутри отрядов, затем по отрядам провели планирование интересных дел, затем дежурный командир пошёл на Совет командиров и представил наши идеи всем ребятам из других отрядов.

Утро началось с зарядки. Но она не была стандартной. И название ее «Через тернии к звездам» частично отражало в себе замысел организаторов. Каждый член сбора должен был поставить перед собой определенную цель в любом, выбранном им, физическом упражнении, которую он достигнет к концу сбора. И каждый человек должен учиться достигать своих целей через работу над собой!!

 На зарядке каждый отряд представлял элементы разных движений разных народов мира.

Потом  мы на улицах города проводили социальный опрос. Это было довольно трудно, ведь не все хотели в нем участвовать и иногда в очень грубой форме отказывались. Вопросы у каждого отряда были свои «Знаете ли вы какой сегодня день?» «Почему именно сегодня? Какие события связаны с этим днем?» «Есть ли в вашей семье и среди ваших друзей представители разных народов?» «Что надо делать, чтобы было единство всех народов и не было вражды». После опроса мы в отрядах анализировали ответы и результаты.

После этого мы посетили  выставку в Санкт-Петербурге «Параллельный Петербург» в Фонтанном доме. Она была посвящена детям мигрантов, а также подростков разных национальностей, чьи семьи уже много лет живут в Петербурге. Нам предложили взглянуть на город глазами этих детей: пройтись по улицам, где они живут. Прокатиться на маршрутке на месте водителя и послушать популярные песни народов бывшего Советского Союза, и заглянуть в будущее детей, дававших интервью для выставки. В завершении, на круглом восточном ковре с подушками нам преподали урок толерантности и дали возможность немного помечтать о своем будущем.

После этой уникальной выставки каждому отряду необходимо было выполнить задание в городе на тему: «Уникальность народов России». Кому-то нужно было создать фоторепортаж, кому-то видеорепортаж, а кому-то провести соц. опрос на эту тему. После того как все  вернулись, каждый отряд представил отчет по проделанной работе в форме выступления на сцене.

Следующим мероприятием стало «Игры народов Мира». Каждый отряд выбирал определенную нацию и одну ее игру, в которую представитель должен был сыграть с другими отрядами.

Время пролетело настолько быстро, что мы не успели заметить, как нам предложили новое задание «Сказки народов Мира», на подготовку к которому снова было выделено малое количество времени. Смешно, весело, познавательно и главное увлекательно прошло это мероприятие.

Были инсценированы такие сказки как «Курочка Ряба», «Дождь и солнце», «Собака - друг человека», «Про зайца», «Колобок»…..

В продолжение тематики этого дня, следующим мероприятием стала «Вечерина». Специально для его проведения был приглашен баянист. Для нас воссоздали времена Древней Руси, ее традиции, быт, нравы и, конечно же, культуру отдыха. Весь вечер мы пели русские народные песни, танцевали под баян и играли. Это мероприятие не оставило никого равнодушным. Вечер, как и целый день, стал незабываемым.

А для того, чтобы немного отдохнуть от эмоций, итоговым мероприятием стал «ЛЭП». Мы пели песни известных бардов, таких как Окуджава, Кунин, Устинов, Митяев и Визбор. И это помогло нам очень быстро погрузиться в мир грез и фантазий».

Обобщая сказанное могу сказать что, слет был посвящен Дню рождения отечественного педагога И.П. Иванова и его уникальному феномену, методике. Опыт свидетельствует, что все мероприятия, организованные по методике Совета дела строятся на принципе «От  предложения каждого к общему делу»  дают стабильно высокие результаты.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года уже сказано «РАЗВИВАЮЩЕМУСЯ ОБЩЕСТВУ НУЖНЫ  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

 В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает: формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;  постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность, диалогичность с другими культурами, лояльность государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм; обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и в знаниевые приращения, т.е. в  новое знание; общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для дальнейшего образования и профессиональной деятельности; понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.

Исходя из сказанного предлагаем вам общие рекомендации по решению поставленных перед нами задач:

Алгоритм:

1.      Коллективная постановка значимых целей

2.      Коллективная разведка дела

3.      Коллективное планирование по методике Совета дела и на основе принципа «От предложения каждого к общему делу»

4.      Обсуждение на общем Совете командиров

5.      Составление общего плана Дела

6.      Распределение поручений

7.      Проведение самого дела

8.      Анализ

 

Из опыта проведения:

1.Тематическая зарядка.

2. Социальный опрос на улицах города

3. Посещение выставки в этнографического центре

4. Танцы народов мира

5. Песни народов мира

6. Игры народов мира

7. Эквалайзер

8. Дебаты

8.  Тренинги на сплочение и выработку коллективного решения

 

 

Выставка «Параллельный Краснодар»

—  1. Традиционные праздники моей семьи (рисунки)

—  Мои мечты (коллаж)

—  Город моими глазами (инсталляция, стена)

—  Моя малая родина на карте моей страны (карта с флажками)

—  Взгляд в будущее (инсталляция)

—  Я и мои друзья (особенности внешних атрибутов)

—  Моя семья (рисунки)

—  Бабушкин чемоданчик ( композиции из бумаги)

 

От чего одни дети и подростки, имея свободу, раскованы, а другие распущены?
« Разница в том, как пришла свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена. А та, что добыта собственным усилием. Ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы» - пишет в своей необычной книге о воспитании «Педагогика для всех» Симон Соловейчик. 
От чего одни дети и подростки, дарят праздник малышами-даунам, детям-инвалидам, а другие избивают до смерти женщину-дауна просто за то, что она не такая как все? От чего одни подростки громят кладбища, а другие дружат?
Разница в том, как воспитывалось сердце. К милосердию и дружбе не могут привести только этические диалоги на классных часах и разговоры с родителями о нравственных поступках. Только тогда с детьми и подростками можно говорить о милосердии, когда они уже совершили собственное действие по воспитанию своего сердца. 

Надо дела делать общие и важные, ведь только так можно помочь сформировать личностную позицию подростка и его едентичность.

 

 

Категория: Воспитание | Добавил: Ptica-galka (19.11.2010) | Автор: Ковтун Галина
Просмотров: 1286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 458

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0