...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Пятница, 21.07.2017, 19:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Страница педагогическая » Воспитание

Лебедь рак и щука

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка....

В школу не идут молодые педагоги. Университет не даёт необходимых знаний будущему классному руководителю. У начинающего нет навыков и умений работы с детьми и родителями. Согласимся, что частенько мы слышим такие слова, и в них, безусловно, есть доля правды. Но давайте представим себе такого педагога, которому повезло и с учителями, и учился он отлично, и практику прошёл в самых лучших пионерских лагерях и школах, и в педотряде был командиром, и в походы ходил, и методикой коллективных организаторских дел овладел, и два шкафа дополнительной литературы прочитал. С революционным настроем, социальным оптимизмом, вооружившись необыкновенным багажом знаний, умений и навыков молодой классный руководитель, берет свой первый класс. Всё ли у такого классного складывается гладко? Дети его просто обожают, они активные участники всех школьных мероприятий. Они за ним готовы идти к любым вершинам, они все свободное время заняты общественной жизнью. Здорово? Ну, казалось бы, да… Нет. С родителями проблемы. Конфликты возникают из-за того, что дети не хотят ехать с родителями на выходные на дачу, они спорят. Они отстаивают свою точку зрения, они перестают быть привычными домашними детьми и очень многим родителям это не нравится. И вот, казалось бы, у благополучно и интересно работающего педагога, возникают конфликты с родителями. В чём причина? Боятся, что авторитет классного руководителя будет выше, чем авторитет родителей? Впервые я столкнулась с этим после года-двух работы. Размышляла долго. 
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Может быть, пока свои собственные дети не стали подрастать. И, мне кажется, нашла путь, который привёл к положительному результату. Нашла… пожалуй, тут глагол в единственном числе не подходит. Мы нашли его вместе: родители, дети и я. Нашли вместе на общих собраниях, в процессе общих совместных дел. Мы стали просто одним целым. Вместе планировать, вместе распределять поручения, вместе искать интересные дела. Вместе обязательно анализировать сделанное, смотреть что получилось, а что можно было бы изменить, чтобы в следующий раз было лучше. Мы стали одной семьёй и задачи у нас стали общими. С детьми на классных часах мы стали придумывать всякие творческие сюрпризы для родителей, например, как сделать необыкновенно счастливым утро своим родным. Вы знаете, сколько в этих головах идей? Например, вырезать сто сердечек. Разделить их на три части. На первой из них написать на каждом по одному глаголу: люблю, уважаю, ценю, помню, благодарю. На второй тридцатке прилагательные: нежным, заботливым, лучшим, внимательным, любящим. И, наконец. Существительные: счастья, здоровья, гармонии, удачи, света, добра, улыбок. Потом ночью, когда родители уже спят, развесить эти сердечки по всему дому. А утром просто смотреть, как родители просто почувствовали себя счастливыми… А мы с ребятами дело полезное сделали и потом мне-то как удобно, я на уроке части речи повторила! Или сделать летопись мамы и папы: нарисовать на листе ватмана две дороги, по которым родители шли до момента появления на свет меня любимого. На этой дороге разместить их детские и юношеские фотографии (отсканировать, не портить!), обозначить на условной карте первую точку пересечения, свидетельства дружбы, тоже подойдут фотографии и какие-то сведения, ну и конечно, моё рождение, сестры, брата и дальше дорога стала широкой и здесь место для наших совместных дел.
У нас много собраний родительских вместе с детьми: это творческие отчеты за четверть, это все тематические праздники, нам интересно вместе и танцевать и играть в футбол и участвовать в конкурсах, но есть и такие, на которых только родители. Так вот на них, как правило, мы тоже придумываем ребятам сюрпризные моменты во время наших совместных выездов. Мой собственный день рождения летом, но когда неожиданно откуда-то появляется Карлсон, сотня воздушных шаров, фейерверк, скворечник и прочие приятности, я не перестаю удивляться и радоваться фантазии своих выпускников.
 Попробую рассказать о некоторых шагах в работе классного руководителя, которые, на мой взгляд, удачные. 
Первый шаг ребенка – это событие для родителей чуть ли не самое важное в их родительской жизни. Вы помните, сколько радости, сколько родительской гордости оно вызывает. Как хочется запечатлеть это чудо? А в работе классного руководителя какой он, этот первый шаг? 
Начало, на мой взгляд, - это исследовательская деятельность: изучение специальной методической литературы, ознакомление с воспитательными программами и системами воспитательной работы опытных классных руководителей, ученых-практиков; психолого-педагогические исследования с целью создания «социального паспорта» класса, составление индивидуальных психолого-педагогических характеристик учащихся и паспортизация. Эти исследования начинаются задолго до того, как ты впервые вживую знакомишься со своими подопечными. Ты спрашиваешь о ребятах у школьного психолога. Он уж точно хранит в волшебной папочке все их рисуночные диагностики. У учителя начальной школы, конечно, если это пятый класс. Их творческие работы, сочинения, тетради, летопись класса. Ты смотришь личные дела, медицинские карты, всё, что может быть доступно изучению.
Мой опыт свидетельствует, что ходить в гости к своим подопечным – серьёзный педагогический процесс. Спорно. В этом вопросе я очень мало встречала тех, кто разделяет моё убеждение. И тем не менее осмелюсь об этом говорить. Материальное положение, психологический климат, мир увлечений. Психологи, думаю, подтвердят, что по наличию или отсутствию книг, рыбок, кошек, собак, плакатов, техники и т.д. можно очень о многом сказать. Даже о традициях семьи можно узнать. Кто-то угощает чаем, где-то светский приём с демонстрацией интеллектуальных достижений (картин, стихов, моделей и т.д.) Где-то дедушка в инвалидном кресле, где-то маленькая сестра изрисовала все стены, книги и её некуда деть. Разве человеческое общение за чашкой дома не важный момент? После многих из таких визитов я по-другому видела ребенка, через призму его домашнего мира.
Результат этих визитов – социальный паспорт. Да. Настоящий, без справок из собеса. 
 Теперь можно и отношения с родителями выстраивать. Классный руководитель разработал систему родительских встреч (назовем его «ликбез для родителей»), на первой из которых были озвучены результаты анкет, контрольных срезов, опросов и предложен путь сотрудничества как единственный выход из создавшейся ситуации. На этом собрании родители приняли решение: исследовательскую работу продолжать, начинать работу по сплочению коллектива, что, безусловно, возможно только в общем, серьёзном деле, где каждый из ребят раскроется. 
Туристический поход на два дня (с ночевкой!). Непременное условие – весь класс!!! Это было решение родительского совета.
Маршрут выбрали сложный, но не опасный. Сложность его состояла в продолжительности, ходьбы с тяжелыми неудобными «колобками». Опасностей нет, но очень тяжело. Первый поход, поэтому с нами, конечно, психолог, инструкторы. На базе нас ждут: и печки протоплены и банька. Но ведь надо дойти. Каждый из ребят весь, без скорлупы. Комплекс игр на сплочение, на раскрепощение, на адаптацию, на снятие психологических зажимов и барьеров. Конечно, помогали получить необходимые сведенья для уточнения психологического портрета каждого. Главное, что первый раз ребята действительно увидели, услышали друг друга, появилась возможность проявить взаимовыручку, поддержку.
Целью похода было уточнение психологического портрета учащихся, сплочение коллектива, сближение с новым классным руководителем, обучение самоанализу, играм, методике проведения КТД. Цель достигнута. Итогом первого этапа работы мы считаем выработку системы:
1) взаимодействие с родителями;
2) работы с детьми через классные часы, коллективные творческие дела, активное участие в общественной жизни.
Родители… Некоторые из них были с нами в наших делах, некоторые были зрителями и болельщиками в концертах и спектаклях. И все вместе они были крепким тылом, понимающим и поддерживающим. Мы не выбирали родительский комитет, все проблемы мы решаем сообща на большом совете, не тратя драгоценное время на «денежные дела». Этой проблемы как раз у нас нет. Нас интересуют другие вопросы:
1. Что происходит с нашими детьми на разных этапах их развития? Отсюда каждый сентябрь тема родительского собрания: «Возрастные особенности …- летнего подростка»
2. Какова роль родителя на данном этапе развития ребёнка? Отсюда, соответственно, встреча с психологом, беседа по этой теме, методические рекомендации.
3. Что наши дети думают о нас? Знакомство и обсуждение результатов анкет, тестов, которые показывают уровень взаимоотношений родителей и детей, путей достижения согласия в семье.
4. Каков интеллектуальный уровень моего ребёнка? Регулярные отчеты, ведомости, графики, сравнительные анализы уровня успеваемости учащихся, совместные с детьми родительские собрания.  
5. Куда пойти учиться и что делать дальше? И, соответственно, работа по профориентации учащихся, диагностика и встречи со специалистами.
Какой он (она), они? И тогда наши собрания – творческие отчеты, концерты со стихами, песнями, видео и фотогазетами, посиделками…


Категория: Воспитание | Добавил: Ursula (22.11.2009) | Автор: Галина Ковтун
Просмотров: 522 | Теги: работа с родителями в школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 425

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0