...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 25.04.2024, 04:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2009 » Декабрь » 10 » Педагогическая философия
20:05
Педагогическая философия
Вам когда-нибудь приходилось видеть счастливого человека, который бесконечно влюблен в соседа по парте, влюблен в солнце, в грозу, цветы, тяжелые рюкзаки, глаза людей, человека, которому вкусны все проявления жизни? Он скачет на одной ножке от радости, когда идет на работу, он с широко раскрытыми от боли глазами удивляется предательству, он рыдает в сотый раз на спектакле «Ромео и Джульетта»? Вам понятен учитель, который, размахивая руками, ведет диалог, отстаивая, аргументируя своё мнение, отличное от собеседника-ученика? Если да, то, уважаемый коллега, «мы с тобой одной крови» …
Из моего первого опыта работы учителем – словесником… 1999 год… Наставники-коллеги характеризуют класс перед началом моей с ним работы, определяют социальные роли и уровень интеллекта, беря за основу уровень успеваемости учащихся. После этой процедуры класс, в моём представлении, стал похож на рождественскую елку, на которую вместо ярких разнообразных игрушек повесили разнообразные ярлыки с названием, инструкцией к применению и со стоимостью. Ощущение праздника наполнилось запахом бабушкиного сундука и дедушкиных казенных бумаг, но все равно осталось! Нестандартная форма творческой работы, создание особого сильного эмоционального напряжения, работа с текстом, конгруэнтным эмоциям, переживаемым во время его прочтения на уроке, дали удивительный результат, который смог опровергнуть все стандартные ярлыки и представления о принципах воспитания и обучения. 
Это было не единственное противоречие. Первый опыт свидетельствовал, что учащихся не читают. Им неинтересно. Общение детей сводится к обсуждению зрелищ. Проявление созидательной инициативы стало редкостью, если не исчезло совсем. 
Мне, воспитанной в кругу педагогов, для которых педагогика общей заботы не набор средств, а единственный способ жизни, выросшей в «орлятском кругу», на коммунарских сборах, совершенно было непонятно: почему педагогика сотрудничества, коммунарская методика, в основе которой лежат педагогические принципы, разработанные И.П. Ивановым и его соратниками, до сих пор не применялись широко, почему современные педагоги не адаптируют концепцию педагогики общей заботы, используя в процессе обучения. Я искала ответы, потому что необходимо было приостановить, а в перспективе преодолеть отсутствие читательского интереса, вызвать интерес к содержательному общению, вызвать желание самим стать инициаторами и организаторами общения, дел, направленных на улучшение окружающего мира.
Мой опыт свидетельствует: создание эмоционально напряженной и богатой среды в процессе обучения и воспитания способствуют развитию коммуникативной компетенции, появлению интереса к чтению и расширению круга чтения, наполнение содержанием процесса общения учащихся. Сильные эмоции влияют не только на степень усвоения сообщения, но и конструируют эмоционально богатую среду, связанную с сопереживаниями, которая в свою очередь формирует общечеловеческие ценности. Ведь от эмоциональных переживаний переходим к обсуждению (рефлексии). Русский язык и литература - инструменты оформления эмоций. Средствами русского языка и литературы возможно канализировать выплеск эмоций, который в итоге будет выражен в созидательной деятельности, направленной на изменение мира. И ребёнок сам видит в этом пользу, он изменяет мир в лучшую сторону. 
Можно за всю жизнь никогда не обнаружить знаний в области химии или геометрии, но как только мы начинаем говорить, то сразу обнаруживается степень владения речью. Русский и литература востребованы жизнью здесь и сейчас. Всегда. Человек всегда выражает себя через текст ТЕКСТ. Текст - это мир, объединенный общий темой, проблемой, идеей, мир, через который человек выражает себя, реализуя свой потенциал. И если созданный им текст, как отражение внутреннего мира и интеллекта, богат, то человек социализирован. Это личность. 
Чтобы богатым сделать сосуд, нужно выполнить движение вовнутрь, наполнив себя знаниями, умениями, практическим опытом . Чтобы богатым сделать источник, движения должны быть в другую сторону. Ведь только отдавая, источник наполняется. Моя жизненная позиция – источник. Поэтому со студенческих лет участвую в конкурсах, семинарах, конференциях, сборах, слетах города, края, страны.  
Проблемы..Как любой ищущий педагог испытываю потребность в новых теоретических знаниях и в совершенствовании знаний современных технологий; которые помогли бы мне дорогу, по которой мы идем с ребятами сделать разнообразнее а горизонт шире. Этого требует мой Опыт, это может дать Поиск и опыт других.

Просмотров: 963 | Добавил: Ptica-galka | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 458

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0