...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Вторник, 21.11.2017, 07:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2012 » Февраль » 8 » Урок на расстоянии. Новая тема: "Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса"
13:16
Урок на расстоянии. Новая тема: "Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса"
Здравствуйте, ученики 5 "Б" класса :-)) Урок русского языка на расстоянии.
 
Чтобы понять тему урока, надо задать себе вопрос: "Кого называют активным человеком, а кого пассивным?"
Активный, видимо, ответите вы,  это тот, кто всегда себя проявляет,  его все знают, он везде участвует.
Пассивный... (подумаете немножко, и. наверняка,  скажете, что это тот, кто мало себя "показывает", не участвует ни в чем.
А если мы скажем, что и слова бывают "активные" и "пассивные"? Понятен будет смысл фразы?
 
Тогда запишите тему урока: "Лексика с точки зрения частоты употребления слов". Поставьте две стрелочки, разграничьте лист. Первый столбик - "АКТИВНАЯ". Выделить текстовыделителем. Второй столбик - ПАССИВНАЯ.
Зпаишите в разные столбики.
К активной лексике относятся слова, часто используемые теми людьми, кто на нем говорит (носителями языка). Значение этих слов понятно всем носителям русского языка. Например: (помните, что примеры  карандашом пишем) земля, учиться, ходить, красный, быстро, лишь, восемь.
К пассивной лексике относятся устаревшие и новые слова. Сделайте две звездочки (архаизмы и историзмы)
Итак, устаревшая лексика - это историзмы и архаизмы.
Историзмы – устаревшие слова, являющиеся названиями не существующих в настоящее время предметов или явлений (объектов действительности). Они обозначают предметы, явления, вышедшие из современной жизни. Например: бестужевка – студентка высшего учебного заведения для женщин, учреждённого в Петербурге в 1878 г.; волосник – повязка на волосы, обвитая вокруг головы, которую надевали женщины под платок или под кокошник; братина – большой шаровидный сосуд, в котором на пирах подавались пиво, брага, мёд и т.п.; омнибус – «тяжёлый четырёхколёсный конский экипаж с закрытым корпусом и дверкой сзади»; чашник – «боярин, ведавший винными погребами и подносивший напитки к царскому столу».
Бывают особые  историзмы – это слова, существующие в современном русском языке, но имеющие устаревшие значения. Например: крепость – крепостное право, безглагольный – безмолвный, биржа – уличная стоянка извозчиков, визитка – мужской удлинённый пиджак.
 
 Архаизмы (от др.-греч. archaios – первоначальный, древний, старинный, устарелый, старый, прежний) – устаревшие слова, вышедшие из активного употребления и имеющие синонимы, которые употребляются в современном русском языке.
Например: отроковица – девочка-подросток, рамена – плечи. Остальные примеры запишите из учебника упр. 706.
 
Устаревшие слова выполняют в тексте различные функции. Они могут употребляться для наименования соответствующих предметов, явлений. Таким образом устаревшие слова используются, например, в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы подобная лексика применяется для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова в художественном тексте указывают на время, в которое происходит действие. Также они могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.
 
См. также «Исторические словари», «Словари устаревших слов»
 
Теперь вопросы на повторение:
1. Замените словосочетания одним словом: передовая статья, открытое письмо, старый мужчина, молодой человек, столовая комната, принять решение, принести присягу, одержать победу, водитель трактора.
2. Выясните лексическое значение слов:  вояка, плестись, писака, болтовня, слоняться, хихикать, глазеть, форсить, чепуха, закадычный,  тарабарщина, чушь.
3. Замените одним словом : играть роль, иметь значение, принять меры, оказать помощь, добиться успеха, вступить в силу, объявить результаты, довести до сведения, проверить исполнение, делать большие глаза, браться за ум, след простыл, принять за чистую монету.
4. Подберите синоним к выражению потемкинская деревня. Каково его происхождение?
 
На вопросы ответить письменно в рабочей тетради.
Просмотров: 3533 | Добавил: Ptica-galka | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 432

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0