...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Вторник, 21.11.2017, 07:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Методические материалы » Воспитательная работа

Тезисы с выступлению на установочном семинаре конкурса "Учитель года Краснодара - 2010"
[ Скачать с сервера (610.7Kb) ] 31.01.2010, 16:06

Цель — демонстрация профессиональной компетентности и практического опыта учителя в работе с родителями учащихся. Регламент до 20 минут. 
Формат: обсуждение учителем педагогической ситуации с родителями учащихся. Порядок формирования тем для родительского собрания устанавливается с учетом предложений участников финала конкурса, сформулированных на установочном семинаре. 
Тему родительского собрания задает текст, в котором демонстрируется педагогическая ситуация, требующая принятия решения. Текст впервые демонстрируется за 20 минут до начала проведения родительского собрания в отдельном кабинете, где участник готовится к конкурсному заданию.
Учитель и родители совместно обсуждают педагогическую задачу, ищут пути ее решения. К концу родительского собрания должно быть сформулировано предлагаемое решение. 
Говорить о критериях оценивания этого задания мы начнем, опираясь на основной нормативный документ , в котором достаточно полно и четко прописаны все требования, предъявляемые к педагогам. Это «ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ». 
 

В разделе "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" представлены требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования.
Цитирую « требования направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности»
 При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая. 
Предлагаю чуть шире рассмотреть на то, что именно прописано в этом документе о компетентностях :
Профессиональная компетентность - 
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность - 
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях. 
Коммуникативная компетенция - 
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность - 
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Это выборка в целом требований к педагогу, как к человеку, чья профессиональная деятельность связана с воспитательным процессом и процессом взаимодействия с родителями. В презентации я выделила подчеркиванием те моменты, которые, на мой взгляд, непосредственно касаются данного конкурсного этапа, хотя, безусловно, все из вышеперечисленных требований составляют представление профессионализме современного педагога. 
Что касается конкретно критериев конкурса, то мне хотелось бы остановиться на двух
Аналитическая компетентность – 
всесторонность анализа педагогической задачи, неординарность и глубина педагогического мышления, умение выявить и сформулировать педагогическую проблему, умение найти и предложить пути ее решения, соответствие предлагаемых путей решения педагогической проблемы возрастным и психологическим особенностям детей. 
Социальная компетентность - 
умение взаимодействовать с коллегами и родителями, умение улаживать разногласия и конфликты, умение занимать позицию в дискуссиях и демонстрировать свое собственное мнение, обладание коммуникативной культурой, участие в принятии коллективного решения. 
За помощью в подготовке к этому конкурсному заданию рекомендую вам, в первую очередь, обратится по адресу www.teacher-of-russia.ru. А именно «Установочный семинар. Там есть разделы: «Программа семинара», «Лекции», «Документы», «Фотоотчет», «Видеоматериалы». 
Работу по данному направлению на российском установочном семинаре в 2009 году проводил ЯСВИН Витольд Альбертович, доктор психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 1998 год, профессор Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), зав. лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга РАО.  
На сайте представлены тезисы его лекции: «Педагогические грабли. Грабли № 1 «боевые». Грабли № 2 «пожарные». Грабли № 3 «казённые».
Кроме этого материал к лекциям «Коммуникативная компетентность педагога» и «Создание творческой среды на родительском собрании» 
В своем выступлении лишь несколькими словами коснусь критериев родительского собрания: 
– соответствие содержания собрания его основной цели;
– последовательность перехода от решения более простых проблем к более сложным;
– наличие связи между отдельными обсуждаемыми проблемами, обеспечивающей единое восприятие всего «мероприятия»;
– необходимая смена ритма протекания собрания, чередование информационно-интеллектуальных и эмоциональных элементов общения;
– предоставление каждому родителю возможностей высказаться, ограничение узурпации инициативы наиболее активными родителями;
– получение родителями позитивных впечатлений от собрания;
– возможность каждого родителя принять участие в обсуждении всех проблем и выработке решений собрания. 
И позволю себе процитировать и дать комментарии к моменты, которые считаю наиболее важными.
«Всегда важно четко представлять себе как начинать собрание и чем его заканчивать. Разработанный план проведения собрания должен быть законченным, но не окончательным. Этот план часто приходится корректировать в зависимости от сложившейся обстановки».
«Гибкость педагога, проводящего собрание, позволяет родителям почувствовать, что все, что делается, делается именно для них, а не является стандартной процедурой, под которую все должны подстраиваться. Это способствует усилению мотивации активного участия в работе собрания».
«Наиболее важным принципом проведения родительского собрания являются безоценочность действий и личности родителей и их детей, которая предусматривает избегание оценочных суждений педагога об участниках собрания и участников друг о друге».


Категория: Воспитательная работа | Добавил: Ptica-galka | Теги: конкурс учитель года, этап родительское собрание
Просмотров: 631 | Загрузок: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 432

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0