...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Воскресенье, 23.07.2017, 15:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Методические материалы » Учебная деятельность

Тематическая разработка урока "Знаки препинания в бессоюзном предложении"
[ Скачать с сервера (55.0Kb) ] 05.02.2010, 12:41


Этапы урока                               Ход урока                                   Примечания
Организационный момент • Проверка готовности к уроку 
• Раздаточный материал
• Оформление наглядности на доске

Приготовлен раздаточный материал для дифференцированного письменного опроса (прилагается)
Объявление темы урока, цели, задач
 - Здравствуйте.. Сегодня на уроке русского языка мы будем размышлять вместе. Размышлять и говорить на русском языке. А что такое язык? 
Мы все понимаем, что язык – это средство общения, а общение – то без чего человек, как существо социальное жить не может. Нам важно разобраться знать, что формирует грамотную и живую речь. И как она формируется. И из чего состоит. Мы знаем закономерность: «Слово – словосочетание – предложение простое –сложное – речь». Мы уже знаем ССП и СПП и сегодня на уроке познакомимся с таким видом сложного предложения как бессоюзное. Мы получим общие сведения, рассмотрим примеры, если успеем, сделаем тест, если нет, сделаете его дома. Это наш план работы. А цель урока какая? Усвоить отличие СПП и ССП от БСП. Убеждена, что к новому понятию мы прейдем вместе, опираясь на свои знания и жизненный опыт. На столах файлы с раздаточным материалом: таблица-опора, тест и тест. Подсказки вам не потребуются, все будет на доске.
 
Предполагается, что ученики говорят, что язык – это средство общении.


формируется общее представление о бессоюзном сложном предложении повторение и обобщение изученного
систематизация знаний через работу с опорным конспектом в качестве алгоритма

Еще в 4 веке до нашей эры древнегреческий учёный, философ Аристотель сказал 
«Речь, не соединенная союзами, имеет некоторую особенность: соединенное посредством союзов делает многое чем-то единым, а с уничтожением союзов, очевидно, единое, напротив, делает многим».  
Тем самым, отвел очень важную роль БСП. Что же это за явление? Чем БСП отличается от ССП или СПП? (отсутствием союзов прежде всего, переход от части к части неплавный, усиливается роль интонации)

БСП – сложное предложение, в котором главная роль отводится содержанию (смысловым отношениям частей) и интонации, т.е. средствам связи.

А каковы средства связи в СПП и ССП? (союзы), Какие? Сочинительные и подчинительные? А в БСП ? Средствами связи (смотрим таблицу) является интонация и смысловые отношения.
 Каковы же отношения между частями в БСП? Выделяем следующие: 
Перечисление, одновременность, последовательность

Положите перед собой тексты. Читаем первое предложение. Какое это предложение по структуре? 9сложное) Скалько частей? (две) Где границы между частями сложного. Какая интонация в конце первой части (интонация простого сообщения). Читаем ещё раз.
Следующее …
Записываем это предложение в схему-опору. В конце первой части показываем повышение голоса и понижение голоса в конце. На письме в таких предложениях ставим , или ;.

От пули можно укрыться, (в голосе – надежда), от совести никуда не уйдешь (здесь безысходность, интонация перечисления, последовательности, от пули, от совести)


Следующие отношения противопоставление между частями сложного. 
Читаем предложение. Чувствуете противопоставление? По каким признакам? Как оно ощущается. Первая часть почти восклицательная. Служить бы рад (явно повышается интонация, значительная пауза. Отметьте её, прислуживатся тошно –конец фразы с понижением интонации. 
Важно понять. Что есть грамматическое объяснение знаков, а есть смысловое. С этой точки зрения первая часть по смыслу условие Во второй части следствие, вытекающее из этого условия, несостоятельно.
Расставим знак повышения и понижения голоса Читаем примеры из текста. Вернемся к первому примеру.
Следующие отношения условия и времени.

Час не пробил – жди, не уставая, лгут лжецы – не снисходи до них; умей прощать всех, не кажись, прощая, великодушней и мудрей других
  
Следствие, вывод
Стоит замереть труду – у человека начинает замирать жизнь 
Г. Красин

причина
Печален я: со мною друга нет.

Пояснения
Смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения.
Н.В. Гоголь

Дополнения. Изъяснения.

Я говори правду – мне не верили.

 
Работ с учебником Материал урока в учебнике помещен на странице 58. Открываем учебник. Читайте, Маша.
 
 Небольшой памяткой в работе и подсказкой послужит, думаю, следующий материал таблицы

В зависимости от отношений между частями мысленно можно поставить союзы: 
 Слайд №4
 Обратите внимание на эпиграф к тексту из Иммануила Канта, немецкого философа 18 века . Совесть – нравственный образ мышления.
И. Кант

Можно ли его отнести в качестве заголовка к нашим предложениям? Какие соображения есть у вас на этот счет? Здесь есть слово нравственность, а все наши примеры на эту тему. Нравственный – правильный, не вредящий обществу, нравственный человек не может совершить дурного поступка, ему будет совестливо. Выполняя домашнее задание вы поразмышляете на эту тему и продолжите разговор в классе на следующем уроке. 
 
контроль умений примененять полученные знания в новых условиях


 Небольшой тест позволит проверить самого себя на предмет усвоения добытых знаний. Посмотрим, как они ведут себя в новых условиях.

Выполнение теста.

Проверка. Анализ работы. 
подведение итогов (рефлексия)
 Взгляд на нас со стороны:
• Достигли цели? (научится отличать ССП и СПП от БСП)
• Что для этого делали? (знакомились с общими сведениями, рассматривали примеры, сделали тест)
• Как мы это делали?
• читали (10 %),
• слышали (26 %), 
• видели (3о %),
• обсуждали (70 %), 
• основывались на личный опыт (80 %),  
• сами проговаривали (90 %)
• учили других (95 %)  
формулирование выводов
 Какие делаем выводы?
• между частями в БСП нет союзов; 
• цельность высказывания держится на интонации, 
• а в письменной форме речи — на знаках препинания, 
• которые очень разнообразны: и запятая, и точка с запятой, и тире, и двоеточие 
 
  
домашнее задание 
 Часть предложений в качестве домашнего задания. Необходимо подумать и определить в каких отношениях состоят части БСП, результаты записать в правый столбец таблицы. Параграф № 33 
подарок Всегда хочется усвоить материал по максимуму . На этом диске материал по БСП, который можно использовать в обучении других и выйти на 95 %. Спасибо за участие. 

Категория: Учебная деятельность | Добавил: Ptica-galka | Теги: конспект урока русский язык БСП
Просмотров: 4046 | Загрузок: 298 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 425

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0