Ход урока:
Вводная беседа.
Учитель:
Святой
проповедник Иоанн Кронштадский просил у Господа: "Даруй мне, Господи, …………
простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое… (на доске)
-
То, что он просил у Господа, называется одним прекрасным словом. Я зашифровала
слово – подарок. Вы разгадаете это слово по шифровке. Ключ к шифру – алфавит.
Шифр:
19, 6, 18, 5, 24, 6.(на доске)
-
Кто расшифрует, поднимите руку. (нашёптывание детей и поощрение учителя)
Я
дарю вам это слово. Разговор на уроке пойдёт именно о сердце. Но прежде,
скажите, в чём, по - вашему, счастье человека? Люди с давних
времён стремились к счастью, счастливой жизни. Но, что для этого нужно?
Так
же как и мы задавал себе этот вопрос молодой царь, взошедший только что на трон
о котором говорится в притче,. Притчу эту нам поведал Ш.А.Амонашвили.
Чтение
притчи о царстве желаний.
-Скольких
советников выслушал молодой царь?
-
Что посоветовал он?
-
Какие события происходили в царстве?
-
Что случилось с людьми, их отношениями друг к другу?
-
Стали люди счастливыми?
-
Кого встретил царь?
-
Почему старик назвал себя богатым и молодым?
Чтение
притчи о царстве разума.
-
Скольких советников выслушал молодой царь?
-
Какого совета послушал он?
-
Какие явления случились в царстве?
-
Какие отношения были между людьми?
-
Стали люди счастливее?
-Что
сказал старик о своём разуме?
Чтение
притчи о царстве сердца.
-
Какое царство для счастья посоветовал третий советник?
-
Почему ангел не исполнил желание царя?
-
Кто должен зажигать сердца людей?
-
Что значит, зажечь своё сердце?
-
Если бы люди в третьем царстве последовали советам ангела, они были бы
счастливы?
Вывод: Значит,
человек сердцем чувствует, понимает, помогает, любит?
(В
работу включаются заранее подготовленные дети.)
"Биолог”
Позвольте,
учитель, не прочесть слова научной книги:
(Встаёт,
подходит к таблице, размещённой на доске)
-
" Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное
сокращение мышечных стенок которого обусловливает движение " циркуляцию” крови
в организме…(показывает на таблице, двигая указку от сердца по сосудам)
Вот
так. Это всё, и ничего больше, понятно?
Учитель: Да, мы поняли, но
позвольте и мне открыть умную книгу:
-
"Солнце – это сердце солнечной системы. А сердце человека – это солнце
организма.” Правда, красиво и верно сказано?
Физиолог.
Можно
мне, учитель?
"Сердце
– по – латыни СОR, по-гречески CARDIA – есть полый четырёхкамерный мышечный
мешок, центральный орган кровеносной системы. Он развивается из клеток
МИЗЕНХИМЫ. Потом возникают пластинки, из которых развивается МИОКАРД и
ЭПИКАРД…”
Учитель: Друг мой, а как же
эта мудрость древних книг:
Сердце
есть дом Духа.
В Сердце – Совесть.
Думает Сердце.
Объединяет Сердце.
Кардиохирург:
За
много лет моей практики ни в одном сердце, которое оперировал я , не видел, и
не находил никакого Духа, никакой Вести. Всё это выдумки, сказки, сантименты и
литературщина…
Ну,
поверьте же вы, наконец, хоть кардиохирургу.
Учитель: Разве я опровергаю физиологию сердца?
Разумеется,
сердце есть Центральный орган кровеносной системы. "Спасибо” науке, что так
детально описывает действие сердца. "Спасибо” и вам, люди науки, что помогаете
нам разобраться во всём.
Мы
с вами говорим о сердце видимом, а есть сердце невидимое.
Мышцы
человека - тоже действуют: сокращаются и расширяются. Их никто не слышит.
Сердце тоже сокращается, пульсирует, работает ритмично, только оно не беззвучно
– оно
СТУЧИТ,
СТУЧИТ, СТУЧИТ…
(Включает
запись сердечного стука)
Положите
правую руку на грудь в области сердца и послушайте его, своё сердце…
-
Почему же оно стучит, а не работает молча, как другие мышцы, делая своё дело?
-
Ваши ответы верные, но наука до сих пор не дала этому объяснение.
Если
сердце "мешок мышц”, значит оно одинаковое у всех людей? Так ли это? Или оно
многообразно?
-
Какое есть сердце?
Записываю
в две колонки:
Доброе
|
злое
|
Любящее
|
ненавидящее
|
Понимающее
|
глухое
|
Горячее
|
холодное
|
Щедрое
|
скупое
|
Творящее
|
разрушающее
|
Зоркое
|
слепое
|
Пламенное
|
потухшее
|
Светлое
|
тёмное
|
Чистое
|
грязное
|
Вывод: Сердце,
не просто орган человека. Оно многообразное.
Добрый
человек из сердца своего выносит …
Злой
человек - выносит …
Может
ли быть добрым человек с холодным сердцем?
Чтение
притчи о мудрости дедушки
Что
значит:
"Слушай
сердце, сердце подскажет”?
Учитель: Мудрые люди давно
открыли тайны сердца и донесли до наших дней, узнайте и вы их мудрость:
Работа
в группах.
Составьте
из слов предложения.
Проверьте
правильность с помощью "ключа” (в конверте)
1.
Когда говорим о сердце, говорим о прекрасном.
2.
В Сердце заключена тайна жизни.
3.
В Сердце протекает духовная жизнь человека.
4.
Думает Сердце, утверждает Сердце, объединяет Сердце.
5.
Мы должны держать Сердце открытым к Небу, к Людям и к Земле.
Дети
читают, учитель открывает на доске предложения.
Итог урока:
Где
находится любовь человека?
Где
милосердие человека?
Где
понимание человека?
Без
Сердца что скажем?
Без
Сердца что прочтём?
Без
Сердца что поймём?
Рефлексия.
Чтение притчи " Имеешь сердце”.
Некий
отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть и вопрошал у
каждого встречного:
-
Имеешь Сердце?
Люди
недоумевали и спрашивали:
-
Почему ты не говоришь о милосердии, о терпении, о преданности, о доброте, о
любви, обо всех благих основах жизни, но только "имеешь сердце”?
Он
отвечал им:
-
Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное приложится!
Мудрая
Книга наставляет:
Действительно,
можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать?
И
где поместится терпение, если обитель его закрыта?
Чтобы
не растерять эти и другие ценные блага Души, нужно создать для них сад, который
называется Сердце.