...Летящие на солнце, не пряча глаз и не жалея крыльев...

Четверг, 23.11.2017, 06:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Методические материалы » Учебная деятельность

Открытый урок литературы в 6 классе
31.01.2013, 14:23

Дата:

30 января 2012

 

Тема раздела:

Система стихосложения. Двусложные и трехсложные размеры стихов.

 

Тема открытого урока

Скрипка для Шерлока Холмса.

 

Тема основная (по КТП)

Теория:

Повторение и обобщение изученного.

Двусложные и трехсложные размеры стихов.

 Фигурные стихи как интеллектуальные игры.

 

Цели:

Повторить систему стихосложения,  доказать  значимость создания и чтения фигурных стихотворений в развитии творческих способностей, воображения.

 

 

Вид урока:

Исследовательский поиск ответа на проблемный вопрос

 

Объект исследования – фигурные стихи

Задачи:

провести социальный опрос

изучить литературу по вопросу;

создать фигурные стихотворения и прозу

предложить использовать фигурные стихотворения на уроках русского языка и литературы  для развития творческих способностей, воображения.

 

 

 

Настраивающая музыка

Скрипка. Видеосюжет «Эксперимент с мухами» из современной версии.

Скрипка Шерлока Холмса

Вступление

Наш урок сегодня открытый и поэтому мы предлагаем всем присутствующим включаться в него свободно. А иначе зачем человек, собственно., приходит на уроке. Зачем учитель в классе? Какова его задача. Миссия на земле? Нести новые знания? В мире такое множество источников знаний: книги, итернет, опыт родителей, друзей и т.д. Значит – учитель – это свет, тепло, координатор процесса, но этот процесс зависит только от самого человека? Тогда ещё раз вопрос: зачем человек идет куда-то учиться. Чему самому главному мы должны научиться в школе? НАУЧИТЬСЯ отвечать на вопросы. Почему? Зачем? Где? Когда? Как? Множество вопросов? А что интересней: самому задавать искать ответы или получить сразу от учителя?

Значит позиция исследователя нравится больше всего?

Не так давно в одном из текстов нам встретились новые слова: дактиль, ямб, хорей, амфибрахий. Силлабо-тоническая система. Они казались  странными, непонятными. А я сказала, что большинство образованных людей знают такие слова. Вы засомневались и решили провести социальный опрос среди жителей города Краснодара. Расскажите о результатах.

Диаграмму и вопросы вывести на экран.

 

 

 

 

 

 

 

Тимур Хатхоху

рассказывает об исследованиях

Повторение

ТЕОРИЯ

Сегодня устный опрос проведет  Яна. Она подготовила презентацию. Ей слово.

Вопрос – ответ:

Марцевая Яна

презентация

Повторение

ПРАКТИКА

Ритмы. Имена.

 

Практическое задание с хлопками на ассоциативную память.

Новая тема

 

 

Фигурные стихотворения:  интеллектуальная игра в форме искусства

 

Исследования продолжаются, их провели Мельникова Катя, БузуноваАлиса, Бентюкова Снежана. Им слово.

Презентация «Открытый урок»

Мельникова Катя БузуноваАлиса

Новая тема

 

УЧИТЕЛЬ

 

Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учеными.

 

Фигурные стихи назывались по-гречески «пайгниями», или «играми», но это были игры особого рода — игры ученых. Сам город Александрия был центром эллинистического мира. Там работали философы Плотин и Ямвлих, развивались литература и наука, была основана знаменитая Александрийская библиотека (до 700 тыс. свитков, все ценные труды греческой и восточной мысли). Александрийская поэзия создавалась для изощренных ценителей, создавали ее авторы, совмещавшие в себе черты поэта и ученого.

 

Когда античный мир исчез, уступив место эпохе христианства, на сочинение фигурных стихотворений это никак не повлияло. Раннехристианский поэт Порфирий Оптациан создавал стихи в форме алтаря, свирели, органа (по последнему стихотворению можно даже с точностью реконструировать форму древнего гидравлического органа), а также в виде призм, пальм, корабля.

 

Любопытно наблюдать, как в это время меняются сюжеты. Мы видим это на примере двух поэтов, воспитанных в монастырской среде и ощутивших на себе влияние светского мировоззрения: Ф.Рабле во Франции и С. Полоцкого в России.

 

Франсуа Рабле (1494 — 1553) в детстве был отдан в монастырь францисканского ордена. Занимался там античными языками и правом. Занятия Рабле всегда носили энциклопедический характер: он изучал медицину, философию, юриспруденцию, археологию, естествознание; не обошел вниманием он и фигурные стихи. Однако Рабле не стал писать стихотворений в форме крестов: оставив примерно то же содержание — молитву — он ее насмешливо перевернул: божество выбрал другое, другой стала и форма. Так в его «Пантагрюэле» появилась молитва к Божественной Бутылке (в форме бутылки), а двумя главами позже — и стакан, составленный тем же образом.

 

Иеромонах Симеон Полоцкий — первый по времени влиятельный российский поэт и ученый (конец 17 века) — был автором проекта Славяно-греко-латинской Академии в Москве и писал стихи в форме креста, восьмиконечной звезды, сердца. Сочинение стихов послужило причиной его светской карьеры. Изысканный рисунок «сердца» напоминает языческие лабиринты.

 

Фигурные стихи писали Сумароков и Державин, Апухтин и Брюсов. Известно, что Пушкин восхищался стихами Нодье, изображавшими лестницу. Не было ни одной европейской страны, в которой не создавались бы стихи в виде предметов.

 

Вскоре разнообразие сюжетов дошло до того, что оксфордский математик и сказочник Льюис Кэрролл (1832-1898) ввел в свою книгу о приключениях Алисы в стране чудес стихотворение в виде мышиного хвоста. Форма стихотворения предварительно объясняется автором: «И пока Мышь говорила, Алиса все никак не могла понять, какое это имеет отношение к мышиному хвосту. Поэтому история, которую рассказала Мышь, выглядела в ее воображении вот так…»

 

Мышиный хвост, это уже, конечно, далеко не то же самое, что крылья бога любви, христианский крест или пифагорова теорема. Но так изменилась форма графической поэзии на протяжении многих веков.

 

Наконец, в начале XX века появились «каллиграммы» — изысканные фигурные стихотворения французского поэта Гийома Аполлинера.

 

«Это искусство таит в себе огромные возможности, — писал создатель «каллиграмм», — вершиной его может стать синтез музыки, живописи и литературы». В этих стихах, — многие из них Аполлинер рассылал во время Первой мировой войны в письмах друзьям, — можно найти целую россыпь образов: автомобиль, дождь, заколотую горлинку и фонтан, дерево, и т.д.

 

Дальнейшие события XX века были стремительны. Но революции, войны, общественные и экономические потрясения не повредили фигурной поэзии. Игра продолжала разыгрываться по прежним правилам.

 

Фигурные стихи создает И. Бродский (ему принадлежат два «Фонтана», в виде ярусов воды, причем один из них — «Барочный фонтан в стене на Вилла-Скьяра» — шедевр фигурной поэзии, наравне с «Дождем» Аполлинера), А.Вознесенский (поэт и архитектор, автор множества графических стихов, в том числе и стихотворения, иллюстрирующего низвержение Сухаревой башни). История фигурных стихов ясно говорит о том, что, несмотря на все исторические катаклизмы и изменения, эта игра, поэтический фокус, никогда не утрачивала своего значения. Даже и сейчас она воспринимается по-прежнему свежо. Этот удивительный факт говорит о том, что графическая поэзия исполняет некую задачу — если не поэтическую, то интеллектуальную. И совершенно не случайно фигурными стихами интересовались специалисты из других областей искусства (например, С. Эйзенштейн писал о них в связи с идеей монтажа в кино), а в точности подобное явление существовало и в музыке.

 

Объяснение найти легко: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

 

Это задача, которую решает правое полушарие человеческого мозга, отвечающее не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия, возникающие путем мгновенных сопоставлений и ассоциаций.

 

Подобный тип мышления необходим не только в искусстве, но и в науке. Его обнаруживали величайшие ученые, и в наиболее совершенной форме им обладал, по-видимому, Эйнштейн, который, по некоторым свидетельствам, способен был решить задачу, оперируя лишь зрительными образами, и лишь затем облекал ее в слова и понятия.

 

Сын Эйнштейна рассказывал: «характер у него был скорее художника, чем ученого, как мы обычно представляем их. Например, его высшей похвалой хорошей теории или хорошему произведению искусства было не то, что они правильные или точные, но то, что они красивы».

 

 

Запись ключевых слов и выводов в тетрадь по литературе.

Проблемный вопрос

Эйнштейн не создавал фигурных стихов, но играл на скрипке. А если мы вспомним еще одного, на сей раз литературного персонажа — Шерлока Холмса — то заметим, что и он удалялся в свою комнату и играл на скрипке,

 

Шерлок Холмс играет на скрипке. Зачем?

 

(ответы учащихся, обобщение сказанного)

 когда хотел разгадать очередную интеллектуальную задачу,

создавал собое состояние сознания и души.  Скрипка была бы для него инструментом, помогающим тренировать его мыслительный аппарат в некоторых, возможно, еще не до конца исследованных возможностях. И Эйнштейн, и Конан Дойл открывают скрытую сторону искусства: искусство как инструмент познания.

 

Крайне характерно, что игра фигурными стихами существует не в виде формул или схем, она облечена в форму искусства         

           

Просмотр видеофрагмента. Классический фильм. Свечи и скрипка.

Подведение

Итогов теоретической части.

 

Снежинка Влада

Признание Саши Сиротенко

Стихи Алины.

Выводы.

Для ученых поэтов фигурные стихи — своего рода «скрипка Шерлока Холмса». Инструмент, дающий возможность пользоваться особым, синтетическим видом мышления, который иногда крайне необходим.

 

Для нас  создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

 

Это задача, которую решает правое полушарие человеческого мозга, отвечающее не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия, возникающие путем мгновенных сопоставлений и ассоциаций.

 

 

Запись в тетрадь по литературе

Домашнее задание

 

Новые исследования:

Какие ассоциации вызывает у вас Образ, созданный поэтом? Почему «комната» поэта после его смерти была перенесена в Россию? Почему сейчас она в Доме музее Анны Ахматовой? Как связана форма этого стихотворения с его содержанием?


Иосиф Бродский

Фонтан


Из пасти льва
струя не журчит и не слышно рыка.
Гиацинты цветут. Ни свистка, ни крика.
Никаких голосов. Неподвижна листва.
И чужда обстановка сия для столь грозного лика,
и нова.
Пересохли уста,
и гортань проржавела: металл не вечен.
Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен,
хоронящийся в кущах, в конце хвоста,
и крапива опутала вентиль. Спускается вечер;
из куста
сонм теней
выбегает к фонтану, как львы из чащи.
Окружают сородича, спящего в центре чаши,
перепрыгнув барьер, начинают носиться в ней,
лижут лапы и морду вождя своего. И чем чаще,
тем темней
грозный облик. И вот
наконец он сливается с ними и резко
оживает и прыгает вниз. И все общество резво
убегает во тьму. Небосвод
прячет звезды за тучу, и мыслящий трезво
назовет
похищенье вождя
- так как первые капли блестят на скамейке -
назовет похищенье вождя приближеньем дождя.
Дождь спускает на землю косые линейки,
строя в воздухе сеть или клетку для львиной семейки
без узла и гвоздя.
Теплый
дождь
моросит.
Как и льву, им гортань не остудишь.
Ты не будешь любим и забыт не будешь.
И тебя в поздний час из земли воскресит,
если чудищем был ты, компания чудищ.
Разгласит
твой побег
дождь и снег.
И, не склонный к простуде,
все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди,
и голубки - в ковчег.

 

 

Чтение текста учителем. Ответы-ассоциации учащихся.

 

Категория: Учебная деятельность | Добавил: Ptica-galka
Просмотров: 1394 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 432

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0